статьи о дизайне и архитектуре
Каждого человека ведет по жизни ангелхранитель: бережет от бед, помогает в горе, дает утешение и поддержку, пусть невидимую, но вполне ощутимую. И пока он рядом, как бы трудно ни было, человек выстоит, и силы его не иссякнут. А кто бережет города? Охраняет их память и сохраняет память о них, дает надежду и силы пережить любые повороты судьбы?
Своеобразные ангелыхранители небольших городов – краеведческие музеи. Они оберегают прошлое, сохраняя знания об истории, атмосферу и дух города. Ветковский музей народного творчества – неповторим, а потому и знаменит.
Его своеобразная экспозиция с уникальной коллекцией, объединившей разнообразнейшие экспонаты – от древних икон и книг до современных вышитых рушников – точка притяжения для ученых, туристов и местных жителей.
“Мир вам”
Музей родился из коллекции Федора Григорьевича Шклярова, уроженца и жителя Ветки, почитателя и пропагандиста местной культуры. Экспозиция разместилась в здании реконструированного по проекту архитектора Л.И. Осеннего (Белреставрация) купеческого дома XIX в.
Ф.Г. Шкляров, ставший первым его директором, вместе с сотрудниками сделал резные деревянные ворота, на которых буквами из старых рукописей начертаны слова, вынесенные в подзаголовок, калитку, крыльцо, которые не только сформировали своеобразную среду музея, но и стали настоящей визитной карточкой Ветки. Запоминающуюся внутреннюю атмосферу дома, естественную и непринужденную, создали деревянные межкомнатные двери, украшенные орнаментальными мотивами заставок и буквиц ветковских рукописей.
Сегодня хранительницей музея является Галина Григорьевна Нечаева, истая и самозабвенная проповедница ветковских традиций, которые она, профессиональный исскусствоведэтнограф, исследует вместе с увлеченным коллективом уже почти 30 лет. Галина Григорьевна провела нас по “нарисованным” в каждом зале кругам жизни своего края, и мы стали очарованными пленниками этого необыкновенного городка.
Перед нами развернулась история не только самого города, но целого региона, со своими легендами и традициями, со своими взлетами, тайнами и загадками…
…Перед поездкой в Ветку я старательно восстановила в памяти все, что знала и читала об этом городке. Признаюсь, кроме общеизвестных фактов из его истории (бесспорно, интересных и захватывающих), не ожидала услышать и увидеть ничего нового, забыв, что за каждым фактом стоит его предыстория, которую надо услышать, осознать и понять. Без такого понимания и осознания любой город – всего лишь скопление построек, зданий, улиц и заселенных территорий. Нерасшифрованный текст. Но если набраться решимости и терпения, то любой шифр можно прочесть. И увидеть в нем символы, знаки, предупреждения.
Итак, отправимся в блуждания по лабиринту ветковской судьбы. Первый его поворот заведет нас… нет, не в 1685 год, когда русские старообрядцы основали здесь город, а в куда более древние времена…
Память предков
Прошлое этих земель – необычно. Самобытная культура здешних мест хранит глубокие языческие корни. Здесь проходила граница древних княжеств и зона непрестанного взаимодействия западной и восточной славянских культур. Встречные волны традиций сплетались, но со дна вздымалась и глубокая архаика: черты еще праславянского фонда элементов культуры – орнаменты, обряды, ритуалы. Из него потом вырастет уникальное явление известного неглюбского рушника (по названию д. Неглюбка в Ветковском районе), который, по утверждению неглюбских ткачих, есть не что иное, как дорога на небо и возвращение. И зафиксированы в его орнаментике ритмы извечной красоты…
В XVII в. на эти земли, богатые традициями и прекрасные природой, приходят старообрядцы, бежавшие после раскола из Москвы от преследований и гонений. Они попросили их в аренду у пана Халецкого, мозырского воеводы. Позднее к ним присоединились выходцы из более чем 20 губерний России. Так родилась Ветка как центр посадского раскола. Старообрядцы с особой обостренностью восприняли красоту здешней природы, земли, ставшей для них обетованной, давшей приют и свободу. Но они принесли с собой и частицу своего мира. Поэтому и главную площадь Ветки назвали Красной (в память об оставленном родном городе), и монастырь основали Покровский (в память о московском соборе).
Достаточно быстро город превратился в крупный торговый центр, захватив нити торговли между Левобережной Украиной и Беларусью. Но не это стало главной особенностью Ветки. Старообрядцы принесли с собой свои промыслы и ремесла: искусство домовой резьбы, стиль иконописи, орнаментирования рукописей. В XVIII в. Ветку дважды сжигали, но все же она сохранила свой исторический и культурный авторитет в мире старообрядчества...
В нашу гавань заходили корабли…
Дальше ветковский лабиринт ведет нас на городскую верфь: в XIX в. здесь строили суда – грузовые, водоизмещением до 300–400 т. По тем временам достаточно большие, и ими снабжалось почти все днепровское судоходство. Это были корабли шлюпного типа. Грузили их разными товарами, но особо славились ветковские яблоки и якоря. Сплавляли суда по Сожу в Днепр. Правда, на днепровских порогах они разгружались, грузы перевозились по суше на специально подготовленных подводах, а суда опытные лоцманы проводили по порогам, после чего снова загружали. Так они шли вплоть до Черного моря, где продавались как рыболовецкие суда. И как знать, может, те “шаланды, полные кефали…”, были ветковского происхождения?..
Да, ковали здесь и якоря – русского типа, четырехлапные. Говорят, что заключались договора на их изготовление даже с Турцией и Грецией.
И еще, конечно, были пароходы. Например, местный купец Грошиков владел двумя. А когда пароход причаливал к берегу и люди сходили на пристань, возле нее неизменно играл на скрипке старый еврей…
Стихия знаков…
Представьте себе старинный деревенский дом: традиционная печь, стол, колыбель, “красный” угол, “пульсирующий”, “живой” в обрамлении рушников – врата для общения с Богом. Сидя за кроснами, женщина ткала рушник: челнок, словно лодочка, пересекает тканьреку от берега к берегу, высекает твердь, оставляя за собой узор, через который можно узреть пространство судьбы. За окном зима, а под руками мастерицы рождаются, оживают и цветут символы грядущего обновления времени года и самого человека, – неповторимые узоры. Рушники местных традиций наполнены орнаментальными знаками, самым древним из которых несколько тысяч лет (“текст” и “текстиль” – одного корня). В основе их – древняя священная геометрия. С помощью этих знаков человек выражал свое понимание законов жизни, единых и для человека, и для природы. Кросны – своего рода солнечная колесница, в которой мастерица путешествует по миру предков и узнает от них тайну будущего. Так рушник становится магическим текстом прогнозирования и утверждения ценностей. Как бревна были основным строительным материалом дома, так рушники являлись своего рода строительным материалом внутреннего пространства дома и духовного пространства семьи. Они фиксировали устроение этого пространства, воспроизводили ту же систему кодов, которая лежит в основе обряда, фольклорного текста обустройства жилища. Весь огромный космос наших предков – в рушниках.
Сотрудники Ветковского музея проводили и проводят огромную исследовательскую работу с целью понять, расшифровать, научиться читать систему знаков рушников. Весь свой многолетний труд они объединили в книгу “Орнаменты Поднепровья”, рассказывающую о смыслах и значениях орнаментальных знаков.
Светлые лики…
Ветковская школа иконописи пронесла через века свой особый стиль письма. Образный строй ветковских икон необычен для современного сознания. Сказочна, чудесна архитектура на местных иконах: палатное письмо превращается в утверждение райского градасада. А глубина пространства сочетается с приемами обратной перспективы. Оттого мастер не просто выхватывает момент увиденного мира, а удерживает его космологичность и бесконечность. Эти иконы словно созданы для близкого, почти интимного общения, в них нет аристократически холодной отчужденности от человека.
Для горожан это был не только способ утверждения своей веры, силы и жизнеспособности старого искусства, но и источник дохода, ведь иконами Ветка снабжала весь старообрядческий мир. Светлый, радостный характер иконописного творчества отражал энергию и жизнелюбие ее жителей, пронизывал любое художество, связанное с иконами. Киоты, оклады, изображения рождали единый мир, в котором умело сплелись древний орнамент и элементы барокко, рококо и классицизма, рождая неповторимое ритмическое, почти звучащее (музыкальное) взаимодействие.
XVII век был временем встречи и столкновения разных мировоззрений, разных эпох. Переход от барокко к классицизму, соединение разнообразных стилей, прямой и обратной перспективы изображения стали для ветковских мастеров не столько стилистическими приемами, сколько поиском гармонии в расколовшемся мире…
Целый этаж музея отдан книжным сокровищам. Жители Ветки не только собирали и хранили древние манускрипты и печатные книги, они создали “цветущий” стиль украшения рукописей. Между прочим, книжную страницу и окно, украшенное резьбой, объединяет сходная семантика.
Замыкая круг…
Из лабиринта ветковского прошлого попадаем в лабиринт настоящего. Он так же извилист и причудлив, не менее запутан и полон драматизма. Хотя, наверно, и лишен былого романтизма.
Современная Ветка – районный центр с умеренно формирующимся промышленным потенциалом. Городок достаточно компактен, расположен вокруг общественного центра (райисполком, КБО, музей, Дом культуры, универмаг), размещенного на центральной площади. В настоящее время структура и промышленности, и градообразующей группы претерпела количественные и качественные изменения, вызванные последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ветковский район относится к числу наиболее пострадавших от аварии районов Гомельской области. Катастрофа внесла существенные коррективы в хозяйственную деятельность, нанесла огромный материальный ущерб, потребовала значительных людских и материальных ресурсов для преодоления ее последствий. Она изменила среду обитания, образ жизни и даже психологию людей. За 20 лет 58 населенных пунктов прекратили свое существование, было отселено более 19,5 тыс. человек. И, может, сейчас, когда Ветка выведена из зоны последующего отселения и идет реабилитация города, чернобыльские проблемы оказались еще более злободневны и насущны. В связи с этим многие семьи, ожидавшие переселения в экологически чистые районы, утратили право на такое жилье, а значит, городу придется решать эту проблему своими силами.
По кругу жизни сегодняшней Ветки ведет нас главный архитектор Валентина Васильевна Асмоловская.
– Единого градообразующего промышленного предприятия в городе нет. Промышленный облик города формируют три предприятия: РУП “Ветковская хлопкопрядильная фабрика”, КУП “Ветковский молочный завод” и ОАО “Ветковская ткацкая фабрика”. Предприятия требуют модернизации, переоборудования, расширения существующих производств, снижения уровня энерго и ресурсопотребления. Среди приоритетов развития города – строительство завода по изготовлению стройматериалов. У нас есть вполне четкая концепция: до 2010 г. реализовать этот коммерческий проект, который планирует финансировать иностранное частное производственноторговое унитарное предприятие “Брикбилд”. Наша цель – не только обеспечить местную строительную базу необходимыми материалами, но и увеличить занятость населения.
В Ветке достаточно остро стоит демографическая проблема. Город, к сожалению, стареет. Численность населения сокращается (на сегодняшний день меньше 8 тыс. человек). Это, пожалуй, общая беда чернобыльских городов. Однако мы пытаемся хоть както изменить ситуацию: стараемся улучшить жилищные и социальнобытовые условия жизни молодых семей, создать благоприятные условия для повышения качества жизни и работы молодежи. Долгие годы дома, жители которых уехали после Чернобыльской аварии из города, пустовали. Сейчас мы взялись за их восстановление. Идет реконструкция двух 8квартирных, а также строительство 20 и 40квартирных жилых домов. Выделяются участки под индивидуальную застройку. И надо отметить, что впервые за годы реабилитации в городе стало немного активизироваться строительство индивидуального жилья. А раз люди строят, значит, связывают с городом свое будущее.
Городу необходимо коренное благоустройство – восстановление асфальтового покрытия, реконструкция фасадов зданий. Валентина Васильевна уже не первый год “борется” с бетонными заборами, которыми изобилуют сейчас наши малые города, воплощая понятие о “красоте”. Но представьте себе: ветковские дома с их ажурной резьбой, наличниками, украшениями, а рядом – штампованное бетонное ограждение! Городское благоустройство должно гармонично вписываться в облик города, быть продолжением его традиций и истории.
Многие районные города сталкиваются прежде всего с проблемами финансирования, и злободневные задачи подолгу ждут решения. Конечно, субвенции по ЧАЭС помогают городу, ведь часть проектов реализуется именно за их счет. Один из наиболее важных – водопонижение Ветки, так как уровень грунтовых вод здесь высокий, что приводит к частому подтапливанию территорий весной.
Оздоровлению экономики города и региона, по мнению главного архитектора, во многом помогло бы развитие туризма. Богатые традиции, которые хранит Ветка, самобытность ее облика непременно привлекут (уже привлекают!) любителей старины и путешествий. Но для этого нужно обустроить инфраструктуру, обозначить экскурсионные маршруты, освоить новые туристические объекты и реставрировать, восстановить имеющиеся. Сегодня уже разработан проект по созданию комплекса народных ремесел, включающего народную лавку, кузню, мастерскую народных поделок. Размещаться он будет на базе старого военкомата, недалеко от Музея народного творчества. И, разумеется, один из самых необходимых объектов туризма – гостиница – уже стоит на капитальном ремонте.
Неповторимость домовой резьбы, светоносность икон, живое полотно рушников… Традиция, которая дает силу и надежду… Возвращает нас к источнику, чьей живой водой все мы утоляем жажду по подлинному, исконному началу жизни. Пока мастер вырезает ажурный деревянный наличник, пока под руками мастерицы рождается пульсирующий орнамент, этот источник не иссякнет… Приезжайте в Ветку, и вся ее история, ее легенды и предания, тайны и загадки откроются перед вами...
Фото Петр Анансон, Виктор Седых