статьи о дизайне и архитектуре
С большим интересом прочел в №2/2006 “АиС” статью Ю. Зайца “Заславль: знакомый и незнакомый”, проникнутую любовью к этому городу, заботой о его будущем. Думаю, что тема актуальна и заслуживает продолжения разговора. Хочу дополнить сказанное автором и кое о чем поспорить с ним.
Лет 40 назад, заметив с Минского моря какую-то башенку на горизонте, я пошел на этот ориентир и был очарован увиденным — уникальным сочетанием мощного крепостного вала и храма со стройной вертикалью колокольни — Заславским замком и его живописным окружением. С тех пор мне довелось любоваться Заславлем много раз, в разное время года.
Долгие годы облик Заславля омрачала неприглядная руина костела Рождества Девы Марии. Картина принципиально изменилась после его реставрации. Не могу согласиться с однозначно отрицательной ее оценкой. Поскольку, по всей видимости, архивных материалов, позволяющих восстановить костел и звонницу с документальной точностью, не сохранилось и был неизбежен элемент импровизации, то реставраторы приняли в принципе правильное решение, позволившее создать убедительный, узнаваемый образ.
После постройки звонницы картина буквально преобразилась — весь центр города, а не только замок, стал восприниматься как исторический объект. Ведь замок расположен на периферии центра и визуально не организует его. Костел же, находясь на возвышении, окруженный со всех сторон рядовой застройкой, теперь украшает панораму со множества самых разных направлений. Его завершение имеет изящный, тонко прорисованный силуэт, стилистически тесно связанный со зданием костела. По архитектуре это явно лучшее из того, что появилось в Заславле за последнее время, хотя, по моему субъективному мнению, переход от основного объема костела к звоннице по форме выполнен не безупречно. К сожалению, качество работ было столь низким, что уже требуется реставрация.
Но замок и костел — это отдельные объекты, восприятие которых во многом зависит от их окружения. Чтобы исторический Заславль стал одной из жемчужин Беларуси, необходимо относиться к нему как к единому архитектурно-природному ансамблю. Застройка и благоустройство этой части города не должны спорить с главными историко-архитектурными ценностями и живописной природной средой — они должны играть подчиненную роль в целостной картине. Сегодня заметны обратные тенденции, которые могут превратить исторический центр в подобие окраины любого белорусского города. Этому способствует и появление множества новых нетрадиционных материалов и видов отделки, соблазняющих необычностью и яркостью цветов, и ветшание старой рядовой застройки, претерпевающей реконструкцию или заменяемой новыми строениями, зачастую без соблюдения местных архитектурных традиций.
Традиционное цветовое решение дома гармонирует с природным окружениемДля исторического Заславля неприемлемы грубые отклонения от палитры цветов, характерных для белорусской природы и традиционного строительства. Относительно несложно разработать и утвердить цветовую гамму для крыш, фасадов, деталей и малых архитектурных форм, в пределах которой должен проходить выбор отделочных материалов и колеров окраски для этой зоны.
Не требует доказательств, что в непосредственной близости от замка недопустимо появление новых зданий, закрывающих вид на вал и Спасо-Преображенскую церковь.
Пример неудачного цветового решения, нарушающего целостность архитектурно-природного ансамбляВ Заславле, как известно, сохранилось крайне мало капитальных зданий прошлых времен, поэтому каждое из них ценно. При въезде в историческую часть города со стороны Минска находится кирпичное здание бывшей школы начала XX века. Оно имеет выразительное архитектурное решение, характерное для времени его постройки. В 1970-е годы мне довелось проектировать его реконструкцию под объект здравоохранения. Первоначально по заданию оно должно было стать поликлиникой при большом больничном комплексе, затем — родильным домом и, наконец, опять поликлиникой при больнице, но меньшей вместимости. Здание не входило в список памятников архитектуры, однако весь наш проектный коллектив отнесся к нему как к историческому объекту.
Поликлиника в здании бывшей школы. 1987 г.,Объем этого здания был недостаточен для новых потребностей. Надстройку удалось сделать малозаметной, скрыв ее за двухэтажной центральной частью. Одноэтажные объемы по сторонам от главного входа не были надстроены вопреки желанию заказчика — делалось все возможное для восстановления первоначального облика здания. Дальнейшее развитие комплекса планировалось в виде пристройки позади исторического здания, в композиционном единстве с ним.
Поликлиника в здании бывшей школы. 2006 г.Это решение осталось неосуществленным. Вместо него по проекту другой организации построили дополнительный корпус для поликлиники и переходную галерею. Теперь это “случайное” сочетание объемов объединено одинаковой покраской малопривлекательных колеров. Закрашен цоколь бывшей школы из бутового камня, архитектурное завершение центральной части главного фасада разрушается. Недавно установленные современные окна рисунком переплетов не соответствуют историческому облику. Плохую услугу оказало самодеятельное озеленение — маленькие елочки, когда-то посаженные вблизи от здания, теперь разрослись и круглый год сплошными ширмами заслоняют больше половины главного фасада, скрывая его своеобразие.
Удивительно, что при дефиците в городе подлинной исторической застройки здание бывшей школы, интересное и с архитектурной, и с исторической точки зрения, обделено вниманием. Его еще можно привести в достойный вид, и оно украсит город. Но вначале ему нужно придать официальный статус историко-культурной ценности. Надеюсь, что это будет сделано.