статьи о дизайне и архитектуре
“Культура камня — это летопись истории государства”. Применительно к нам данное изречение В. Гюго можно интерпретировать как “культура камня — это летопись истории метро”. И действительно, во всем многообразии своих декоративных возможностей данный природный материал раскрылся именно в метростроении. Достаточно спуститься “под землю”, чтобы воочию в этом убедиться. Станции первой — Московской — линии минского метрополитена, к примеру, вобрали в себя лучшие традиции советской архитектуры метро. В их декорировании активно задействованы натуральные мрамор и гранит. Они вплетены в “панно” стен, мозаику полов, использованы в обрамлении колонн.
Сегодня в поиске новых средств оформления подземных помещений проектировщики зачастую прибегают к имитациям или заменителям природного камня. Примером синтеза искусственных и натуральных материалов в декоре метро и как следствие этого — создание его гармоничного светового и цветового облика могут служить станции 5-го участка минского метрополитена — “Спортивная”, “Кунцевщина” и “Каменная Горка”. Движение на них начнется в начале сентября текущего года. Их проектирование осуществлял коллектив ОАО “Минскметропроект”.
“Спортивная”Интерьер станции выдержан в холодной цветовой гамме. Оформленная в белых, голубых, синих и серых оттенках, “Спортивная” исполнена динамики, ритма, полностью оправдывая свое название. Причем основной колористический тон здесь задает натуральный камень, который присутствует везде — на путевых стенах, колоннах, полу.
Композиция стен состоит из природных материалов 4 типов: цоколь до уровня платформы занимает полоса темно-серого гранита “Кампа Майер”, которую оттеняет вставка светлого с прожилками мрамора “Волокос”. Далее в настенный рисунок включаются изысканный лабрадорит “Блю Перл” и мрамор “Тассос”. В мраморно-гранитное переплетение активно вводятся и элементы из нержавеющей стали. Но это не просто нагромождение каменных и металлических полос и стрелок на стене. Вместе они создают экспрессивную, “ведущую” графику, назначение которой — оживить интерьер и помочь пассажирам сориентироваться в направлении к турникетам и выходу. “Сегодня мы перешли на активное использование в оформлении станций графики и указателей, потому что человека, стоящего на платформе в ожидании прихода поезда, созерцание однотонной 4–5-метровой стены начинает угнетать. А живая композиция на ней – это, по крайней мере, не скучно”, — поясняет образное решение станции главный архитектор проектов Минскметропроекта Владимир Телепнев.
Белым мрамором “Волокос” облицованы также колонны “Спортивной”. “Выбор этого материала не случаен, — продолжает Владимир Николаевич. — Обладая повышенной плотностью и блестящей поверхностью, он хорошо эксплуатируется и не вбирает в себя пыль в сравнении, например, с реализованным в интерьерах станций 1-й линии метро уральским мрамором “Коелга”. Опоясывают каменные столпы 30-сантиметровые декоративные полосы из рельефной и полированной насыщенного синего цвета нержавейки, перекликаясь таким образом с композицией путевых стен.
В общий колористический фон станции гармонично вплетены также двухступенчатые реечные голубовато-стальные и белые подвесные потолки. Их дополняют декоративные светильники из нержавеющей стали.
А вот пол являет собой противоположность цветовому единству стен и потолка. Его мозаика выложена из гранитных вставок серого “Бранко Баракал” и красного “Россо Марина”.
Свето-цветовой дизайн станции “Кунцевщина” решен в теплой, охристой гамме. Буйство осенних оттенков достигается с помощью гранита разных месторождений: казахского красновато-желтого “Желтау”, итальянских цвета охры в крапинку “Ред Амарелло” и красного “Россо Марина”. Внимание к себе проектировщиков этот камень привлек не только благодаря своей эстетичности: “По таким показателям, как истираемость, плотность, водонепроницаемость, цветовая гамма, гранит полностью соответствует требованиям эксплуатации метро, — подчеркивает Телепнев. — Поэтому мы применили его в местах, наиболее подверженных риску скольжения, истирания и ударной нагрузки — на перроне станции”.
В оформлении путевых стен реализован тот же подход, что и на станции “Спортивная”, где архитектурно-художественная выразительность достигается с помощью нескольких видов природных материалов. Чередование мраморов “Волокос” и “Карназейка”, гранита “Россо Марина” и серо-зеленого “Хибинита” создает настенную композицию, выдержанную в светлых тонах и выстроенную треугольником. Геометрическую фигуру завершает название станции, выложенное буквами из полированного металла. Графика нарастающих стрелок, указывающих выход из метро, использована и в оформлении платформы вестибюля. Она сделана из гранитов “Желтау” и “Россо Марина”.
Подземные переходы “Кунцевщины” облицованы тепло-охристым мрамором “Карназейка” греческого происхождения. Опыт реализации этого камня в минском метро не единичен. Его, к примеру, можно встретить в пешеходных переходах станций “Партизанская” и “Автозаводская”. По словам В.Н. Телепнева, в небольших размерах “Карназейка” — достаточно красивый камень. И он удачно вписывается в общую цветовую стилистику “Кунцевщины”.
В декоре станции активно используются также заменители природного камня, прежде всего, металлокерамика, элементы которой присутствуют в обрамлении колонн. О возможности и, главное, целесообразности ее повсеместного применения в интерьерах метрополитена рассказывает Владимир Николаевич:
— При проектировании новых станций минского метро мы начали активно применять современные облицовочные материалы, в частности, не только металлокерамику, но и плитку из керамогранита. По неистираемости керамогранит превосходит натуральный камень, и при этом значительно дешевле его. Металлокерамика, которой облицовываются колонны и стены, является тоже вечным материалом. Она быстро монтируется: то, что бригада из 10 человек делает в камне 3 месяца, в металлокерамике можно сделать за неделю. Но говорить, что за этими материалами будущее, нельзя. Так, при облицовке плиткой возникает много трудностей: под нее надо делать специальную выравнивающую стяжку, причем используя каждый раз индивидуальный клей, нужно “выдерживать” швы. С учетом наших конструктивных особенностей стена тоннеля может быть наклонной — значит, надо ее выровнять, штукатурить, загонять арматурную сетку, подбирать клей. Если подсчитать все трудозатраты, то, включая монтаж, плитка нередко оказывается дороже мрамора.
“Каменная Горка”В интерьере “Каменной Горки” натуральный камень проектировщики попытались задействовать повсеместно: в облицовке путевых стен, колонн, на платформе, а также в кассовом зале и пешеходных переходах. В частности, применены ставшие уже традиционными для новой линии метро две разновидности мрамора: “Волокос” и “Карназейка”. Оба камня имеют характерную бело-желтую тональность, которая использована в создании общего ровного, немного строгого, цветового стиля станции.
В орнамент стен вплетены декоративные элементы из нержавеющей стали. Они встречаются и в облицовке колонн. Пол в пешеходных переходах и на платформе станции выложен тремя видами гранита от темно- и светло-серых до красно-коричневых тонов. Довершают дизайн станции “Каменная Горка” белые алюминиевые реечные подвесные потолки, простирающиеся над платформой и кассовым залом.
Быть или не быть природному камню в метро? И какое отвести ему там место, какую роль? В поиске ответов на эти вопросы проектировщики идут экспериментальным путем, где-то новаторствуя, где-то копируя давно отработанные приемы архитектурно-художественного конструирования станций метрополитена. А результаты их творческих изысканий в скором времени можно будет увидеть в интерьерах новых станций Московской линии метро — “Староборисовского тракта” и “Уручья”.