статьи о дизайне и архитектуре
Ко времени выхода данного номера журнала в свет первый белорусский башенный кран уже покинет “родительские пределы” и займется тем делом, для которого предназначен, — строительством высотных зданий. Из ставших ему тесными просторных цехов могилевской Строммашины гигант “вышел” и во весь рост “поднялся” над заводской территорией в конце сентября, в преддверии Дня машиностроителя. Заводчане с гордостью и воодушевлением рассказывают, что его ажурные контуры в фирменных желто-синих строммашевских цветах на фоне голубого неба классно просматривались с любой точки города.
…Немногим больше года назад, когда на коллегии Министерства архитектуры и строительства во всеуслышание было заявлено о планируемом совместно с российскими партнерами выпуске башенных кранов на Строммашине, новость эта многими была воспринята с изрядной долей скептицизма, по крайней мере, верилось с трудом, что случится это достаточно быстро. И вот уже сегодня на строительные объекты Могилева, а именно здесь, что закономерно, первенец белорусского краностроения начнет трудовую биографию, пришло долгожданное пополнение.
Начало положеноСтоит ли говорить, что башенные краны не только символ, но и движущая сила строительства. Без них любой объект выглядит безжизненным, и для профессионального строителя нет, наверно, более удручающей картины, чем вид беспомощно замершей стройки.
Реальная же ситуация с парком грузоподъемной техники в отрасли, износ которой превысил 80%, далека от оптимистической. За последнее десятилетие большинство машин выработало свой ресурс и перешло в разряд ветеранов. Нехватка башенных кранов, остро ощущаемая сегодня, грозит стать причиной сдерживания запланированных темпов и масштабов строительства. Понятно, что переломить это противоестественное состояние архиважно, обеспечив строителей достаточным количеством современных мобильных и башенных кранов.
Государственная комплексная программа развития материально-технической базы строительных организаций на 2006–2010 гг., разработанная Министерством архитектуры и строительства и утвержденная правительством страны, предусматривает полную замену 732 из 1211 действующих машин. Однако уповать только на импорт кранов в надежде исправить положение, было бы не по-хозяйски. Поэтому руководство отрасли, какими бы на первый взгляд трудноосуществимыми ни казались эти планы, приняло решение наладить их собственное производство в сотрудничестве с ОАО “Ржевский краностроительный завод”.
Из отечественных предприятий в качестве базового, способного одолеть эту серьезную проблему, рассматривались минские Кранмаш, Строймаш, молодечненский завод металлоконструкций и Строммашина. Основанием для выбора могилевского завода стало несколько факторов — наличие уникального технологического оборудования, сильной конструкторской группы и высококвалифицированного рабочего персонала. Однако главным аргументом, окончательно склонившим чашу весов в пользу могилевских машиностроителей, стало то обстоятельство, что в их арсенале сегодня свыше 500 наименований изготавливаемого, большей частью эксклюзивного, оборудования.
Верхом достижений Строммашины, считают его специалисты, на данный момент стал башенный кран модификации КБМ-401П — самый высотный из семейства мобильных, передвигающихся машин. Он изготовлен по проектной документации Ржевского краностроительного завода, с которым могилевчане наладили партнерские отношения. Сегодня это лидер российского краностроения, выпускающий в широком диапазоне передвижные и стационарные, самомонтирующиеся и самоподъемные краны различной высоты и грузоподъемности, от быстромонтируемых одно- и двухтонников для строительства комфортабельных коттеджей до сверхвысоких гигантов, воздвигающих самые современные городские небоскребы. Ржевская техника оснащается полным набором приборов безопасности, приводами с частотным регулированием, удобной кабиной нового дизайна, она востребована сегодня не только в российских регионах, но и на многочисленных стройках ближнего и дальнего зарубежья.
Изготовление и монтаж первого белорусского крана благодаря четкой и слаженной работе персонала Строммашины заняли по времени 4,5 месяца. Под его сборку здесь выделен один из участков 15-го механосборочного цеха, где из комплектующих, над которыми трудились рабочие и инженеры разных цехов и служб, замысел приобрел материальные очертания. По большому счету, в создании машины участвовал и переживал за результат практически весь коллектив завода.
Действующая на Строммашине система технического контроля с высочайшей степенью ответственности отслеживала все этапы производственного процесса. По словам заместителя генерального директора по маркетингу, сбыту и внешнеэкономическим связям Виталия Березовского, коллектив полностью отдавал себе отчет в том, что строительный кран — особый механизм, к которому должны применяться самые высокие требования качества и надежности. Монтаж первенца осуществлялся совместно с бригадой ржевских специалистов, которые не только контролировали процесс, но и одновременно проводили обучение рабочих Строммашины.
Качество технологической оснастки, отдельных узлов и механизмов, изготовленных могилевскими машиностроителями, удостоилось высокой оценки российских партнеров, планирующих, кстати, в ближайшем будущем расширять кооперацию с белорусским заводом, размещая здесь заказы на комплектующие для собственного производства.
В основе современного краностроения, как известно, лежат три кита — эффективность, надежность и эргономика. Воплотить эти требования с помощью оптимальных технических решений в новом конкурентоспособном виде продукции в сжатые сроки помогли богатейший опыт и компетенция отечественных машиностроителей.
Строммашина: время башенных кранов Могилевский завод “Строммашина”, несомненно, войдет в историю страны как основоположник белорусского краностроения, призванный изменить сложившуюся в отрасли ситуацию и дать мощный импульс строительному процессу. Освоенный им продукт относится к строительным механизмам нового поколения.
Каковы же его основные характеристики? Мобильный самомонтирующийся башенный кран КБМ-401П используется для механизации подъемно-транспортных работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений различной этажности с элементами строительных конструкций массой до 10 т, максимальная высота подъема — 74 м.
Состоит из 9 секций, имеет балочную стрелу с вылетом 35 м, которая может находиться в горизонтальном или в наклонном (под углом 30 градусов) положении. На максимальном вылете стрелы грузоподъемность составляет 2,3 т. Кабина оборудована бортовым компьютером, подъем груза контролируетcя специальной системой датчиков.
Передвижной (на рельсовом ходу) полноповоротный (с поворотной башней) кран оснащен унифицированными механизмами, монтируется и демонтируется при помощи собственных механизмов и автокрана грузоподъемностью 8 т, перевозится в собранном виде на подкатных тележках. Он предназначен для работы в I–VI ветровых районах по ГОСТ 1451–77 и в климатическом исполнении “У” категории I по ГОСТ 15150–69 при температуре окружающего воздуха от -40 до +40°С. Сейсмичность до 6 баллов включительно. Группа режима работы крана А4 по ИСО 4301/1–86.
Задний габарит — 4,2 м, масса плит противовеса — 50,05 т.
Планируется, что по мере становления нового направления производственной деятельности Строммашина выйдет на выпуск в 2007 г. 5 кранов в месяц.
Совершенно очевидно, что с освоением производства данной техники перед предприятием открываются новые горизонты. С увеличением объемов строительства потребность в этих машинах высока на всем постсоветском пространстве. И сейчас уже, как сообщил Виталий Березовский, в маркетинговую службу поступают звонки из Киргизии, Казахстана, других стран СНГ — краны нужны везде. Но прежде необходимо удовлетворить потребности отечественной строительной отрасли, да и по договоренности с ржевским предприятием строммашевские краны пока не будут выходить за рамки белорусского рынка, а в будущем — такая перспектива возможна.
Потенциал завода — гарантия успеха
В индустриальном комплексе Беларуси РПУП “Могилевский завод “Строммашина” занимает одно из ведущих мест. Это старейшее предприятие с более чем 90-летней историей представляет собой сегодня современный машиностроительный комплекс, нацеленный на непрерывное движение вперед. Широчайшие технологические возможности, гибкое производство, оснащенное новейшим оборудованием, сплоченный коллектив высококвалифицированных рабочих, конструкторов, технологов позволяют выполнять любые самые сложные, даже единичные заказы качественно и в срок.
Основная специализация — выпуск оборудования и технологических линий для производства широкого спектра строительных материалов: керамического, силикатного и огнеупорного кирпича, мягкой кровли, асбестоцементных (шифера, труб), песчано-
цементных (тротуарной плитки, бортовых и стеновых камней) изделий, железобетонных предварительно напряженных шпал и брусьев стрелочных переводов. Завод выпускает также широкий спектр замочно-скобяных изделий, малогабаритных станков, потребительских товаров. Учитывая важность решения экологической и энергетической проблем, разработал и изготовил основное оборудование технологической линии по выпуску топливных брикетов на основе осадка сточных вод и органических отходов. Освоил выпуск средств малой механизации для коммунальных служб: снегоуборочных машин, газонокосилок, культиваторов, дробилок древесных отходов. После присоединения к предприятию научно-технического центра “Строммаш” под руководством доктора технических наук Григория Малиновского возможности освоения и создания современных образцов оборудования значительно расширились. К примеру, сегодня по документации НТЦ изготавливаются 3 технологические линии, 2 из которых пойдут в Казахстан, 1 — в Калининград. Сплав опыта и технических инноваций, активный маркетинг позволяют удовлетворять потребности современной строительной индустрии не только Беларуси, но и России, других стран СНГ.
Рынок в свое время потребовал развития и других направлений деятельности. После развала СССР объемы строительства замерли, и основная продукция завода потеряла спрос. Это время было поиском путей выживания, продукции, которая была бы нужна и востребована современным потребителем. Такой продукцией стали технологические линии для изготовления железобетонных предварительно напряженных шпал. Практически все оборудование для шпальных заводов России поставлено могилевскими машиностроителями. В то время это здорово поддержало завод. Сотрудничество успешно продолжается и доныне. На сегодняшний день конструкторы Строммашины трудятся над созданием принципиально новой высокопроизводительной линии со стержневым армированием шпал. Совместно с московскими институтами ими созданы усовершенствованные формы под новые виды скреплений, идет работа и над самой шпалой, и над креплением рельса к шпале, что сулит потребителям значительные экономические выгоды.
Коллектив Строммашины активно инициировал свое участие и в республиканской программе импортозамещения. Так, на сегодняшний день завод очень тесно работает с Беларуснефтью по поставке запасных частей для нефтедобывающего комплекса, изготовлению приводов штанговых глубинных насосов. По заказу Беларуськалия освоено производство тюбингов с деталями соединения для крепления шахтных стволов строящегося Краснослободского рудника. С этим видом продукции Строммашина, кстати, успешно вошла в программу расширения московского метрополитена, вот уже второй год поставляя в российскую столицу тюбинговую крепь диаметром 5,5 м.
Новое крупное направление сотрудничества с Беларуськалием — изготовление уникального шагающего отвалообразователя массой 560 т, высотой 36 м и длиной 150 м, который может использоваться и на соляных копях Солигорска, и на угольных шахтах. Ранее такую технику приходилось закупать в России или Украине. На очереди — освоение проходческого комбайна на гусеничном ходу.
Выпуск первого белорусского башенного крана — важнейшее свидетельство того, что Строммашина способна и готова браться за выполнение заказов любой сложности и различного назначения. Завод сегодня уверенно смотрит в будущее, главным образом потому, что постоянное стремление к новым вершинам является его обычным состоянием, а производственный и человеческий потенциал — гарантией успеха.