статьи о дизайне и архитектуре
Традиционным материалом в белорусской архитектуре на протяжении многих столетий является дерево. В строительстве из дерева белорусы достигли многого, обеспечивая этим распространенным материалом все необходимое для формирования среды обитания и жизни вообще. Однако появление возможности строить из камня, материала более долговечного, безусловно, привлекало и заказчиков, и строителей.
Борисоглебская (Коложская) церковь второй половины ХІІ в. в Гродно, в стены которой вмурованы полированные камни, создававшие в сочетании с керамическими вставками неожиданные декоративные сюжеты, стала одним из бесспорных достижений древнерусской архитектуры. Однако археологические данные свидетельствуют о том, что освоение каменного строительства в ХІ–ХІІ вв. проходило не без проблем. Раскопки выявляют следы обрушений и проведенных работ по усилению фундаментов уже в процессе строительства. А храмы в Слониме и Минске вовсе остались недостроенными. И все-таки камень и кирпич (нередко эти материалы сочетались в одной конструкции) постепенно расширяли области своего применения, прежде всего в оборонной архитектуре. Надо полагать, что этому способствовало и наличие в ландшафтах Беларуси ледниковых отложений камня. Завалуненность полей, особенно на севере, препятствовала эффективному развитию сельского хозяйства. Камни с полей убирали и впоследствии использовали для хозяйственных целей. Очаги, печи-каменки, жернова становились неотъемлемой частью быта. Выполненные из камня фундаменты, мощение пола в сенях, покрытие дорог, стены колодцев, ограды земельных участков, памятники и другие мемориальные знаки были характерной чертой народной архитектуры таких историко-этнографических регионов Беларуси, как Поозерье, Поднепровье, север Центральной Беларуси.
В монументальной архитектуре происходит вытеснение камня кирпичом, который позволял в определенной мере унифицировать строительный процесс, получать ровную поверхность стены, увеличить пролеты строений, лучше обеспечивал условия для воспроизведения элементов классических форм. Кроме того, сплошная штукатурка стен, пришедшая в белорусскую архитектуру в конце ХVІ в., полностью устранила возможность использовать высокие декоративные качества камня. Но принципы его применения в народном зодчестве оставались неизменными и способствовали, особенно в ХІХ в., созданию удивительных произведений архитектуры. Многие из них, возведенные из камня или с его использованием, стали заметными явлениями в истории и культуре Беларуси (костелы в д. Липнишки Ивьевского, Константиново Мядельского, Лунно Мостовского, Иказнь Браславского районов, церкви в Копыле и д. Турец Кореличского района и др.). Это сооружения, характеризующиеся масштабностью, точным распределением масс, поражающие высоким качеством выполнения работ, предельной официальностью. Но наряду с ними в Беларуси сохранились примеры архитектуры иного направления, мало известного и недостаточно изученного, в котором камень стал не просто материальной основой стеновых конструкций. Мастерам удалось преодолеть присущую этому материалу тяжеловесность и создать произведения, наполненные лирической символичностью и гуманизмом.
Водяная мельница в д. Зарачье Браславского района (1820-е гг.)Мельница построена из собранных на полях валунов на известковом растворе. Часть валунов отесана с одной стороны, что помогает формированию более-менее ровных внешних поверхностей стен. В поверхность извести между камнями втоплены небольшие камешки, чаще всего колотые кусочки магматических пород, обычно темного цвета, принесенных в Беларусь ледником. Эти кусочки щебня (размером в 1–3 см) расположены на первый взгляд хаотично. Но при внимательном рассмотрении выявляются определенные закономерности. Это не просто технический прием, направленный на укрепление кладки, а декоративное убранство здания. Наиболее распространенный прием декора – размещение мелких камешков на стене россыпью, которая равномерно заполняет участки стены между камнями. Часто россыпь упорядочивали, создавая ряды камешков, напоминающие цепочки, а также ряды, порой концентрические, окаймлявшие валуны.
Здесь можно увидеть также выложенные из камня солнышки, цветы, веточки цветов, цветы в вазонах, цветущее растение, на котором сидит птичка. Причем если для воспроизведения растения использовались только кусочки щебня, то для изображения птицы строитель подобрал два небольших камня самой кладки, проступающие через известковый раствор. Боковой фасад от реки, несколько отдаленный от зрителей, решен проще – только россыпи камешков, ряды и цепочки из них между валунами. Зато появляется новый изобразительный сюжет – небольшая елочка. А вот боковой фасад со стороны подъезда к мельнице радует сложными солнышками, изящно изогнутой между валунов веточкой с цветами и совершенно неожиданным, у самой земли, изображением аиста – популярным образом из народного фольклора.
Рассматривая стены мельницы, можно, пожалуй, бесконечно открывать новые, не замеченные ранее сюжеты и мотивы. Изображения, безусловно, просты и наивны. Но солнце, цветы и птицы всегда символизировали добро, счастье, благополучие. Поэтому зрителя не оставляет ощущение жизнерадостности и оптимизма, присущих народному искусству. К тому же солнце, на протяжении дня по-разному освещающее стены мельницы, незаметно меняет условия восприятия сооружения. Выступы камней и камешков отбрасывают тени, шероховатая поверхность стен делается то светлее, то темнее, что добавляет изображениям загадочности и таинственности.
Амбар в д. Погоща Браславского района (1820-е гг.)В бывшем имении сохранилось несколько старинных крупного размера хозяйственных строений, возведенных из камня. О времени их строительства может свидетельствовать надпись над входом в одно из зданий – 1820, которая выложена кусочками битых изразцов. Декоративное убранство двух строений создается обычной россыпью мелких камешков по извести. Третья постройка – амбар, размещавшийся вблизи парковой зоны, выделяется разнообразием сюжетов декора. Причем больше внимания уделено фасаду, наиболее просматривавшемуся со стороны панского дома. На стенах можно встретить уже знакомые сюжеты: цветы, цветы в вазонах, веточка с цветами, солнышко, елочка. Все изображения сложные, динамичные, выложены из специально подобранных камешков. Привлекают внимание и такие сюжеты, как ладонь, улыбающаяся рожица в короне, изображения курицы и лошади, чарка. Кстати, на главном фасаде есть два рисунка чарки, дополненные винными штофами разных размеров. На северном фасаде выполнены самые сложные из известных сюжетов на тему елочек. Амбар из-за рельефа на восточном фасаде становится двухэтажным, и строители учитывали данное обстоятельство, размещая мозаичные изображения только внизу, на уровне глаз.
Костел в Браславе (1824 г.)Перестройка 1892 г. существенно изменила размеры храма и его объемное решение. Он стал трехнефным, с башней над входом. Конструктивное решение, традиционное для того времени, – колотый камень, с оконными и дверными проемами, углами, карнизами и другими деталями, выложенными красным кирпичом. Но часть прежних стен, восточной и северной, была сохранена и включена в новую структуру. Они тоже сложены из колотого камня, тоже на извести, но декорированы, в отличие от новых конструкций, мозаичными сюжетами. Возможно, сказались определенные требования, предписывавшие некоторую каноничность архитектуры культовых сооружений. Поэтому сюжеты мозаик здесь более сдержанные, строгие – только солнышки, хотя и очень разнообразные, а также россыпи камешков, их цепочки и ряды, иногда концентрические, окаймляющие крупные камни. Использовано чередование камешков красного и черного цвета, что неизвестно в других постройках. Главная тема декора – солнышки (22 на восточной, алтарной стене и 7 – на боковой, северной). На боковой стене расположены самые сложные варианты. Солнышки отличаются одно от другого решением центра (1 камешек, колечко из камешков, камешек с колечком и др.). Число солнечных лучей также различно – от 5 до 13. Почти все солнышки окаймлены кольцом из камешков, а в трех случаях – двойным кольцом. Использованы и другие солярные сюжеты, более отдаленно напоминающие солнце. Все эти изображения хотя и похожи на солнышки в мельнице в Зарачье, но имеют несколько большие размеры в связи с размещением в верхней части стен.
Конюшня на месте бывшей д. Гвоздово Мядельского района (1-я половина ХІХ в.)Основной сюжет декорации – цепочки камешков, окаймляющие валуны кладки. Но они создают своеобразный фон для главных мозаичных изображений. По обеим сторонам угла здания, со стороны главного подхода к нему, выложено камешками крупное, во всю высоту стены растение, возможно дерево. Расширяющийся книзу ствол размещается непосредственно на грани угла, а изгибающиеся ветви от него поднимаются вверх по стенам. Использован и определенный оптический эффект – растение можно воспринять целиком, только если видны обе стены. У самой земли выложены солярные знаки в виде кругов (разные варианты размерами от 10 до 50 см в диаметре), разделенных на 4 сегмента. Эти знаки могут быть отнесены к охранным, широко распространенным в быту и верованиях наших предков.
Все рассмотренные выше постройки являются иллюстрацией того, как умелое и изобретательное использование особенностей материала может стать основой художественного решения в архитектуре. Во все времена архитекторы применяли такое простое и эффектное средство гармонизации композиции, как контраст. Противопоставление форм, цвета, деталей, приемов не только содействовало эмоциональному восприятию архитектуры, но могло стать основным композиционным приемом. В рассмотренных сооружениях контраст используется многообразно: плоскости колотого камня противопоставлены известковой поверхности; щебень своими размерами резко отличается от достаточно крупных валунов, из которых сложены стены; остроугольные формы щебня контрастируют с округлыми контурами валунов; кусочки щебня всегда темные, почти черные, а цветовая палитра колотого камня очень разнообразна и др.
Анализ типологических и архитектурно-конструктивных особенностей этих памятников показывает их неразрывность с общим процессом развития белорусской архитектуры в целом и каменных конструкций в частности. Строители всегда старались использовать декоративные качества фактуры камня, особенно в сочетании с красным кирпичом. Каждый камень укладывался в стену не механически, а предельно осмысленно, с обязательным учетом его формы, красоты структуры и выразительности цвета. Появление на стене каких-то декоративных украшений из камня было естественным, и благодаря этому сами конструкции становились основой художественной выразительности всего сооружения.
Что касается времени создания данных сооружений, то их можно отнести к периоду полного завершения эпохи барокко, которое оказало сильное влияние на художественную культуру, особенно на изобразительное искусство. Кстати, именно в период барокко в Беларуси значительно расширилось каменное строительство. Но первые десятилетия ХІХ в. – это период романтизма, с его поиском нового, неизвестного или уже забытого, загадочного. Романтизм проявил интерес к национальной самобытности народного творчества. Поэтому сюжеты мозаик на каменных стенах могли кому-то казаться загадочными, но для строителей они были сюжетами повседневной жизни и окружающей природы, а также любимыми образами фольклора.
Здания с подобным декором, но относящиеся к более позднему времени – середине и второй половине ХІХ в., в Беларуси встречаются довольно часто, хотя в большинстве использовалось равномерное распределение мелких камешков россыпью между валунами (церковь в д. Ласица Поставского, костел в д. Беница Молодечненского, ограда костела в д. Мамаи Глубокского, хозпостройка в д. Ободовцы Вилейского районов и др.). Популярным сюжетом, дополняющим подобную декорацию, стала выложенная камешками дата строительства, обычно выделенная рамочкой (коровник в д. Наднеман Узденского, амбары в д. Луковец Вилейского, обора в д. Нача Полоцкого, ограда костела в д. Лужки Шарковщинского районов и др.). Все это свидетельствует о том, что народным строителям Беларуси, когда они имели дело с каменными материалами, удавалось, используя практически типовые технические приемы и решая даже несложные функционально-типологические проблемы, создавать архитектуру, художественные образы которой становились неотъемлемой частью как природной, так и культурной среды.