статьи о дизайне и архитектуре
Царя властительно над долом,
Огни вонзая в небосклон,
Ты труб фабричных частоколом
Неумолимо окружен.
Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты — чарователь неустанный,
Ты — не слабеющий магнит.
В. Брюсов
Борисов сегодня — это прежде всего промышленный город площадью 4597 га, расположенный в 60 км на северо-восток от Минска, с населением более 150 тысяч человек. Это 42 завода, 613 предприятий торговли и общественного питания всех форм собственности, 18 средних школ, 3 гимназии, политехнический лицей, 3 профтехучилища, музыкальная, художественная, хореографическая школы. Но это лишь цифры, сухая статистика, которую можно прочесть в любом справочнике. Она, конечно, достаточно объективна и вполне отражает реальность, но вряд ли дает представление о характере города, его душе, атмосфере борисовских улиц и площадей. В оформлении фасадов здесь часто применяется желтый и красный цвет, и создается ощущение, что город даже в пасмурный день наполнен солнцем.
Кстати, о борисовских улицах. Их в городе около 340. Как у нас водится, они неоднократно переименовывались, утрачивая при этом не только часть своего прошлого, но и своего очарования. Переименовывали, зачастую не считаясь ни с исторической достоверностью, ни со здравым рассудком. Согласитесь, что названия улиц Полоцкая, Зарембовская, Хитриковская, Загородная, Березинская звучат для Борисова более оправданно и естественно, чем III Интернационала, Урицкого, Чапаева или Горького. Может, настанет время, когда городским улицам вернут их исторические название, и они вновь зазвучат по-борисовски…
А пока, чтобы проникнуться духом города, его настроением, заглянем вместе в прошлое, перелистаем отдельные страницы истории Борисова.
Борисов вчерашний…У реки Березины примерно в 1127 г. (так датирует его Лаврентьевская летопись, другие же называют и 1128, и 1102 гг.) возник город, названный в честь его основателя полоцкого князя Бориса Всеславича. Удачное географическое положение уже к середине XII в. позволило Борисову стать одним из торгово-ремесленных центров. За свою долгую историю город побывал в составе Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, неоднократно разоряли и опустошали его многочисленные войны и междоусобицы. Город возрождался, но рубцы и шрамы оставляли свой след на его улицах и домах. В 1796 г. Борисов получил собственный герб: ворота с двумя сторожевыми башнями на фоне чистого поля, а над ними — апостол Петр с ключами от города в правой руке.
Долгое время в городе преобладала деревянная застройка, и только в начале XIX в. начинают появляться первые каменные здания. В 1823 г. завершилось строительство костела. Стоял он на площади, окруженной торговыми рядами, где дважды в год проходили ярмарки. Эта площадь до сих пор сохранила характерные черты застройки XIX в. и является интереснейшим образцом провинциальной гражданской архитектуры.
Борисов христианский…Говорят, что белорусские города, которые появлялись в XI и XII вв., основывались не только как административные и военные центры, но и как очаги распространения христианства. К таким городам, по утверждению историков, относится и Борисов, окрестности которого долгое время были средоточием язычества.
Самое старое сохранившееся здание сакральной архитектуры начинает свою историю в XVII в.: староста Адам Казанович в 1692 г. построил на Минской улице деревянный костел Девы Марии. Храм просуществовал 150 лет, пока его не разрушил огонь в 1806 г. Строительство каменного здания длилось 17 лет, но внешний вид костела не удовлетворил парафию, и через 30 лет строительные работы возобновились. Вскоре он уже являл собой четырехъярусную каскадную башню-колокольню с конусоподобной крышей, над которой возвышался привычный лучистый крест. Драматично складывалась его судьба после 1917 г. Правда, службы в нем продолжались до 1937 г., когда настоятель храма, а также многие его служители были арестованы или расстреляны. Имущество костела исчезло, а здание стало использоваться как хранилище для разного казенного хлама. За последние столетия город пережил немало военных потрясений — войны 1812 г., Первая и Вторая мировые, но самое примечательное то, что во время даже самых ожесточенных в этих местах сражений с костела не упал ни один кирпич. Его изуродовали не войны и не захватчики…
После войны костел приспособили под кинотеатр. Власти решили стереть с лица здания все приметы культового сооружения: разрушили башню, уменьшили высоту центрального нефа, мощные межнефовые колонны соединили фанерными перегородками. Там размещался спортивный зал медучилища, а позже помещение и вовсе пустовало. Группа католиков-энтузиастов стала добиваться возвращения здания верующим, и в 1988 г. старания их увенчались успехом. Огромные силы и средства понадобились на его восстановление, на оформление интерьера, приобретение органа. Но костел воскрес и живет теперь полнокровной жизнью в унисон с жизнью города.
…1865 год. Пять пожаров уничтожили более 300 домов в городе. Среди них — деревянная церквушка, что размещалась рядом с рынком. Тогда в Борисове осталась одна маленькая церковь Андрея Юродивого, располагавшаяся около кладбища. Православные жители сразу же заговорили о строительстве нового храма — не деревянного, а каменного, который бы ни в чем не уступал недавно построенному костелу…
Среди нескольких архитектурных проектов выбрали вариант собора с девятью куполами, тремя апсидами, выразительным контуром и достаточным внутренним объемом архитектора П. Меркулова. В сентябре 1874 г. храм был освящен во имя Воскресения Христа Спасителя. Строительство длилось три года… Великолепие храма привлекло внимание, и в 1877 г. гравюра с его изображением появилась в петербургском еженедельнике “Нива”. Собор стал неотъемлемой частью городской жизни, являясь не только архитектурной доминантой, но и центром религиозной жизни. С приходом советской власти все изменилось. В 1937 г. спилили кресты с куполов, внутреннее убранство разграбили, собор был превращен в зернохранилище, а колокольня переоборудована в парашютную вышку. Во время войны в храме снова начали проводить богослужения. Хотя впоследствии настоятель был арестован советскими властями, закрывать собор не стали. И сегодня он является одним из символов города, свидетелем его истории и драматических событий.
Борисов неизвестный…История многих наших городов хранит свои тайны. То есть не совсем и тайны, но малоизвестные события и явления, которые придают им особое очарование. Когда узнаешь об этом, то начинаешь смотреть на город по-иному. Есть такой “секрет” и у Борисова…
Когда разводили мостыНеотъемлемым атрибутом Борисова всегда были мосты: ведь здесь пересекался речной путь по Березине с севера на юг с сухопутным путем с запада на восток. Помимо Березины в городе протекают реки Сха и Плиса. Существовали и более мелкие речки, протекавшие в границах современного Борисова, и каналы. И нет ничего удивительного в том, что путям через них уделялось особое внимание. Первый деревянный мост появился в городе около 1582 г. С тех пор в архивных источниках постоянно встречаются сведения о городских мостах — разрушенных и восстановленных. Но мало кто сегодня знает, что когда-то Борисов был еще и городом разводных мостов.
Первый мост, который имел подъемную часть, здесь построили перед войной 1812 г. Во время войны он был сожжен, отстроили его только в 1818 г., но уже неразводным, и тогда большие суда временно прекратили движение.
Новый разводной мост в Борисове все же появился, что позволило возобновить судоходство. А перед 1864 г. город смог похвастаться еще одним разводным мостом. Его строительство стоило государству 15 000 рублей серебром. Он состоял из трех отдельных частей, к которым подходили дамбы. Основная, проходившая над руслом Березины, содержала подъемную на цепях часть. Ее протяженность составляла 234 сажени. Вторая часть длиной 28 саженей была проложена над старыми руслами, а третья длиной 59 саженей — над Схой. Этот мост в дальнейшем неоднократно перестраивался.
В 1908 г. начинается возведение еще одного, а затем и второго разводных мостов. Автором проектов был Матвей Фадеевич Бычковский, он же стал и руководителем строительных работ. Эти сооружения простояли чуть больше десяти лет, позже были сожжены во время военных действий. Сегодня в Борисове и на его окраинах через Березину, Сху и Плису проложено девять мостов, но разводного не сохранилось ни одного. А жаль…
Борисов глазами главного архитектора…Конечно, совсем по-разному смотрят на город его жители или гости и профессионалы, люди, которые решают насущные градостроительные, архитектурные проблемы. И может, точка зрения последних более прагматичная и материальная, но проникнута она не меньшей любовью к родному городу, заботой о его настоящем и будущем. О трудностях и надеждах говорит главный архитектор Борисова Сергей Викторович Лорин:
– Прежде всего хотелось бы, чтобы наш город наконец обрел полноценный генеральный план. В свое время произошла корректировка старого генплана, и по решению облисполкома нас включили в программу по разработке нового генплана 2004–2006 гг. БелНИИПградостроительства уже приступил к его проектированию. С градостроительной точки зрения наш город интересен прежде всего тем, что развивался он как промышленная зона, но впоследствии она (а это более 40 больших предприятий) стала поглощаться частной застройкой. Чтобы этого избежать, мы стали выделять отдельные территории для проектирования и расширения частной застройки и многоэтажного жилья. Осваиваем новые микрорайоны (например, микрорайон 6, рассчитанный на 15 тысяч жителей). Правда, отсутствие нормального путепровода через железную дорогу несколько осложняет жилищное строительство: не все районы города мы можем использовать для этого. Да и многоэтажного жилья строим, к сожалению, не так много, как хотелось бы.
Отреконструированная к 900-летию Борисова Воскресенская площадь в историческом центре, установленный на ней памятник князю Борису стали своего рода визитной карточкой города. Есть планы по обустройству пешеходной зоны в районе улицы III Интернационала. Хотя эти планы существуют пока только на бумаге, надеюсь, что они все же осуществятся.
Несмотря на трудности и проблемы, нам есть чем гордиться. Трасса Минск — Москва по ул. Гагарина, которая после строительства объездной дороги превратилась просто в городскую улицу, отойдя на второй план, снова стала использоваться в напряженном режиме. На ней мы сделали хорошую развязку с проспектом Революции.
Мне всегда было обидно за город в том отношении, что приезжим гостям здесь, собственно, и показать нечего, кроме центральной площади и нескольких улиц вокруг нее. Ведь всегда хочется чего-то нового. И к счастью, в последнее время ситуация стала меняться: появляются новые объекты с элементами ландшафтной архитектуры, интересного благоустройства. Например, магазин цветов “Эдем”, ставший поистине достопримечательностью города. Сам магазин как бы вынесен за пределы помещения, на улицу: прохаживаясь среди растений, деревьев и цветов, покупатели могут выбрать понравившиеся экземпляры, увидев и оценив их не в замкнутом пространстве, а под солнцем и при дневном свете. Вокруг магазина разбит английский газон, и теперь здесь часто можно увидеть людей с фотоаппаратами, желающих запечатлеть эту красоту. Мне как главному архитектору города, конечно, хочется, чтобы таких мест было у нас побольше.
Особенностью архитектурной политики нашего города является доверие к людям и их инициативе, т.е. городские власти всегда дают возможность проявить себя и предпринимателям, которые выступают заказчиками объектов, и архитекторам — авторам проектов. А результат затем радует весь город.
Самый грандиозный наш замысел — это, пожалуй, дендропарк. Слева и справа от Березины мы планируем разбить большой парк элитных растений площадью более 55 га, где борисовчане смогли бы полюбоваться редкими видами деревьев и растений, посидеть в уютных кофейнях, посетить аттракционы. Уже начаты работы, с левой стороны реки сделана отсыпка, скоро начнем завозить плодородный грунт и осваивать территорию…
Как видите, и задумок, и планов у нас много. Сил и настойчивости для их реализации тоже хватит.
В общем, жизнь города продолжается…
Использованы архивные материалы и информация сайта www.borisovcity.net . Фото В. Седых и А. Шера.