статьи о дизайне и архитектуре
2–3 октября город над Сожем принимал у себя гостей — участников Пятого национального фестиваля архитектуры “Гомель-2003”. В последнее время культурные акценты все чаще смещаются в сторону Гомеля, и гомельчане воспринимают это как знак внимания к их городу.
Фестиваль, по определению, — широкая общественная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусств. Однако организаторы фестиваля в Гомеле — Белорусский союз архитекторов, Министерство архитектуры и строительства, Гомельский облисполком и горисполком — внесли значительные коррективы в его проведение. В отличие от предыдущих фестивалей программа нынешнего изобиловала множеством рабочих мероприятий.
Лейтмотивом фестиваля стали не только привычные словосочетания “смотр-конкурс лучших архитектурных произведений”, “выставка студенческих работ”, но и “благоустройство территории”, “генеральные планы областных центров”. Эти слова звучали с первых минут открытия праздника. Приветствуя гостей фестиваля, губернатор области Александр Серафимович Якобсон сказал: “Не случайно в последнее время самое пристальное внимание уделяется внешнему облику и эстетическому содержанию городов и сел. Все делается для того, чтобы Беларусь стала достойным олицетворением самого лучшего уголка земли…” В связи с этим он отметил немалую заслугу архитекторов Гомельщины в том, что в последние годы самые высокие призовые места на республиканских смотрах- конкурсах по благоустройству неоднократно занимали города и поселки Гомельской области.
Заместитель министра архитектуры и строительства Анатолий Иванович Ничкасов продолжил эту тему, подчеркнув, что 2003 год очень важный для архитекторов и градостроителей республики, поскольку в этом году состоялся съезд архитекторов, утверждены генеральные планы областных центров, в том числе и Гомеля, а то, что фестиваль проходит в городе со столь славными традициями, — это тоже знаменательно.
На такой оптимистической ноте закончилась прелюдия к празднику, и многочисленные гости были приглашены к осмотру выставки работ, представленных на конкурс.
День первый.
Градостроительный праздник на фестивале архитектуры.
“Гвоздем программы” стал расширенный градостроительный совет, который, как отметил инициатор и организатор его проведения А.И. Ничкасов, “поможет нам всем вместе решить задачи, стоящие перед зодчими и строителями, по реализации генерального плана Гомеля”. Обсуждение генерального плана города, совсем недавно утвержденного в самых высших инстанциях и принятого к воплощению в жизнь, — единственный прецедент подобного рода на фестивалях. Но, судя по всему, такие широкие обсуждения с привлечением людей, кровно заинтересованных в развитии родного города, — не одноразовая акция, они будут иметь продолжение.
Тема “Творческие задачи архитекторов в реализации генерального плана Гомеля”, предложенная для обсуждения, вызвала заинтересованный разговор о перспективах развития города, о реализации генерального плана, о реконструкции и новом строительстве. Лариса Николаевна Смирнова, заместитель директора по архитектуре БелНИИПградостроительства, говорила об общих подходах к разработке генеральных планов, о своеобразии каждого города, о приоритетах в развитии городов. БелНИИПградостроительства — разработчик генеральных планов 5 областных центров, и у них имеется своя, проверенная временем методология. Руководитель авторского коллектива генплана Гомеля Марк Александрович Шумячер продолжил разговор, рассказав об общей концепции, превалирующей в их работе, о конкретных градостроительных ситуациях, проблемах, которые придется решать в процессе реализации. Главный архитектор города Александр Иванович Мелех, конечно же, затронул частные проблемы, которых у города очень много, но, невзирая на это, первые шаги по реализации генплана уже предприняты.
Мы не задавались целью представить стенографический отчет всех выступлений. Хочется только отметить, что равнодушных в зале не было. В дискуссии принимали участие все присутствующие — от самих гомельчан, разработчиков предыдущего генплана, до маститых архитекторов, в разное время так или иначе соприкасающихся с темой Гомеля. Было много профессиональных выступлений, звучала критика и конкретные предложения, обсуждались частные и общие проблемы, вопросы методологии и инструментария в разработке программы действий по реализации генплана.
Генеральный план г. Гомеля по достоинству оценен жюри и получил диплом БСА в номинации “Градостроительство”.
День второй.
Смотр-конкурс, мастер-класс и многое другое…
Этот день был особенно насыщенным: заседание совета БСА, совета молодых архитекторов, семинар по современным печатно-копировальным машинам, подведение итогов смотра-конкурса.
Но, пожалуй, настоящим подарком для архитекторов и особенно студентов стало проведение мастер-класса в Гомельпроекте, где перед многочисленной аудиторией с показом своих работ и лекцией “Кредо” выступил московский архитектор Владимир Ионович Плоткин. Конференц-зал не смог уместить всех желающих. К сожалению, времени явно не хватало, поэтому и Владимир Ионович не смог рассказать обо всем, что было им намечено, и вопросы, которые имелись у аудитории, остались неозвученными. А жаль — мог бы получиться конструктивный диалог. И вообще, по мнению директора института “Гомельпроект” Александра Ивановича Тишкевича, “проведение таких мастер-классов должно стать основным содержанием работы фестиваля. И необходимо, чтобы эти “классы” проходили в разных местах, чтобы оставалось время на дискуссию, чтобы можно было пообщаться с человеком, который имеет свое видение, свои подходы и свой стиль в архитектуре”.
А затем наступил самый ожидаемый и волнующий момент — награждение победителей смотра-конкурса. Председатель жюри Юрий Потапов, прежде чем объявить результаты, прокомментировал особенности представленных на выставке работ. Выступление было эмоциональным и критическим, поэтому приводим его в авторской версии, с небольшими купюрами.
“Уровень нашей архитектуры повышается, — отметил мэтр, — творческие позиции зодчих укрепились, “приправились” мастерством, интересными идеями. Но эта стабильность и уравненность подачи проектов, когда все словно покрыто паутиной принтера и компьютера, сделала одинаковыми всех. Уже нет у нас “столичных” проектов, нет уже того “провинциализма”, который у нас всегда был — все работают на одинаковом уровне мастерства. И что еще интересно: если раньше творческие мастерские гнались за проектными институтами, то сейчас проектные институты стараются добиться уровня творческих мастерских.
На этом фестивале на равных условиях активно выступило молодое и сравнительно молодое поколение — будущее нашей архитектуры.
Очень активно и напористо выступили хозяева фестиваля. Это сигнал уверенности в себе. Гомель, и это необходимо подчеркнуть, очень выгодно представил свои объекты. Хочу сказать, что наши маститые столичные институты здесь как-то потерялись и мы не увидели на этой выставке их позитивного импульса. К тому же на этом фестивале они либо представлены достаточно хорошо и уверенно, либо вообще отсутствуют.
И последнее, что единодушно отметило жюри. Проекты, которые мы увидели, неглубоко проработанные, “лихие” — это нас настораживает.
Многие работы, представленные на фестивале, поражают наивностью, непосредственностью мышления, интересными предложениями. Но все они сделаны в трехмерке, а насколько это серьезно, жюри не может по-настоящему оценить…”
По мнению жюри, неподготовленность многих работ является результатом ежегодного проведения фестивалей, что не дает возможности архитекторам серьезно поработать над проектами, поэтому было предложено проводить их с интервалом в 2 года. Так что теперь, очевидно, следующего фестиваля следует ожидать в 2005 году.
Затем были награждения победителей конкурса, аплодисменты и поздравления коллег, вручение специальных призов от спонсоров фестиваля. Спонсорами выступили предприятия “ЮнибудГрупп”, “Сквирел-Строй”, “Горо-трейдинг”, “ИнваБелСервис”, “АртПол”, “Апимикс”, “Изовер”, “БайПринтСервис”, “Стройтекс”, “МинералСтрой”, “Стеклолюкс”, “Тина Влати”, “Парок”, “Экотехинвест”, “Алюмил”, “Гомельпроект”, “Гомельгражданпроект”, “Жлобинпроект”, “Славия”, Стройпроект”.
P.S. Фестиваль завершил свою работу. Первые впечатления и эмоции улеглись, а теперь, по закону жанра, пойдут “круги по воде”. В кулуарах уже высказывались различные мнения о форме его проведения. Многим, особенно молодым архитекторам, предельный ритм работы, когда некогда перевести дух, когда надо мчаться с одного мероприятия на другое, на ходу решая, что же выбрать, — пришелся по душе. Другие считают, что фестиваль — это праздник, центром притяжения которого должен быть смотр-конкурс и подведение итогов, а распыленность его на многочисленные рабочие моменты, к тому же происходящие в одно и то же время и в разных концах города, создает определенные сложности. Сколько людей — столько мнений. А каким быть следующему фестивалю — покажет время. И сами архитекторы.
Дневник вела
Валентина Мартинович