статьи о дизайне и архитектуре
Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь Александр СелезневИнтенсивность инвестиционно-строительной деятельности в стране — индикатор ее экономического и социального благополучия, верный показатель движения общества вперед, к новым перспективам и новому качеству жизни. Новостройки сегодня — характерный признак белорусской действительности.
Строительный комплекс Беларуси, действующий в условиях социально ориентированной экономики, выполняет экономически сложную и наиболее значимую для нашего государства, как гаранта конституционных прав граждан, задачу: обеспечивает стабильно высокий уровень жилищного строительства в городе и на селе, создает комфортные условия проживания для различных категорий граждан и в первую очередь тех, кто остро нуждается в их улучшении. Так, в 2005 г. объем сдачи жилья в эксплуатацию достиг 3,8 млн м2.
На предстоящее пятилетие Президент Республики Беларусь и правительство определили более напряженные задания по вводу за этот период до 26 млн м2, а в 2010 г. — 6,2 млн м2 жилья, увеличению мощности национального строительного комплекса — более чем в 1,5 раза. Доля возводимого жилья для граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий и строящих жилье с государственной поддержкой, уже в текущем году составит 60%, а в 2007 г. достигнет 80% от общего объема ввода, и его стоимость для этой категории граждан не должна превышать 600 у.е. за 1 м2.
Разумеется, достичь выполнения столь масштабных и сложных целей невозможно без коренных изменений в технологической структуре отрасли, ее модернизации и технического перевооружения, усиления нормативного, научного и информационного обеспечения на всех стадиях инвестиционного цикла и в первую очередь без оптимизации управления строительным комплексом в целом.
Министерство архитектуры и строительства имеет сегодня научно обоснованную стратегию деятельности, осуществление которой даст мощный импульс прогрессу строительного комплекса. В Беларуси впервые утверждена Государственная комплексная программа развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006–2010 гг., направленная на качественное изменение отечественной стройиндустрии и обеспечение ее устойчивого и поступательного движения к претворению в жизнь директивных заданий. В ее разработке принимали участие ученые и специалисты Минстройархитектуры, Минэкономики, Национального банка, Национальной академии наук, Государственного комитета по науке и технологиям, облисполкомов и Минского горисполкома.
Комплексная программа развития отрасли затрагивает многие жизненно важные для стройкомплекса вопросы и предусматривает реализацию широкого спектра мер по повышению организационно-технического уровня строительства, снижению энерго- и ресурсоемкости строительного производства, строительной продукции, улучшению ее качества с целью выполнения запланированных объемов возведения жилья, объектов промышленного и социально-культурного назначения.
Сегодня есть настоятельная необходимость координации деятельности всех участников строительного процесса на республиканском уровне, что должно стать решающим фактором при проведении крупномасштабного строительства. Поэтому будем оптимизировать систему управления стройкомплексом в целом, проводя единую политику в тесном сотрудничестве с облисполкомами, сопричастными ведомствами и министерствами. Это особенно касается региональных строительных организаций, находящихся в коммунальной собственности, многие из которых требуют возрождения и должного развития. На мой взгляд, к решению общих задач отрасли следует активнее привлекать и частные предприятия, действующие на строительном рынке.
Программа не просто ставит задачи, но и определяет конкретные ресурсы для их решения. Объемы инвестиций на ее реализацию оцениваются почти в 3 трлн рублей. Большую часть этой суммы составят собственные и заемные средства предприятий и организаций, вторым по значимости источником финансирования станет инновационный фонд.
Словом, у нас есть сегодня надежный компас, с помощью которого, убежден, проложим маршрут к достижению поставленных целей.
Основные направления и показатели развития строительной отрасли в 2006–2010 гг.В настоящее время национальный строительный комплекс Республики Беларусь включает более 4,5 тыс. строительных организаций и предприятий промышленности стройматериалов, научных, проектно-изыскательских и обеспечивающих организаций всех форм собственности и ведомственной подчиненности. В них работает более 330 тыс. человек, или 28% от промышленно-производственного персонала республики. В общем объеме ВВП продукция, работы и услуги строительного сектора экономики страны составляют 8,3%.
Следует отметить, что существующая промышленность строительной индустрии, от которой во многом зависят возможности строительных организаций, имеет значительный потенциал роста производства при условии ее полной модернизации. Несмотря на предпринятые в последние годы усилия по обновлению сформированных в основном в 70–80-х гг. прошлого столетия основных фондов предприятий строительного комплекса и материально-технической базы строительства, они недостаточны, и работа в данном направлении будет серьезно активизирована.
Новые потребительские качества жилья, современные тенденции в области энерго- и ресурсосбережения, создания комфортной среды обитания требуют разработки и внедрения принципиально новых конструктивных решений зданий, современных организационно-экономических направлений развития строительной отрасли, базирующихся на прогрессивных достижениях строительной науки и техники, внедрении в производство современных эффективных материалов и технологий.
Для выполнения директивно установленных объемов строительства жилья в 2006–2010 гг. планируется реализовать ключевые инвестиционные проекты, обеспечивающие перспективу системообразующих предприятий промышленности строительных материалов и конструкций и постоянное обновление парка машин, механизмов и оснастки крупных строительных организаций.
В частности, чтобы обеспечить отрасль необходимыми строительными материалами и ресурсами, необходимо довести объем выпуска цемента к 2010 г. до уровня 5 млн т, извести — 1, 429 млн т, штучных стеновых материалов — 3,111 млрд шт. условного кирпича, ячеистобетонных изделий — 3 млн м3, минераловатной теплоизоляции — 576 тыс. м3. Планируется завершить масштабные проекты по реконструкции предприятий стекольной промышленности и выводу их продукции на европейский уровень.
Следует активно продолжать работу в рамках реализации подпрограммы “Качество” и увеличить к 2010 г. долю сертифицированной продукции по отрасли до 83%.
Интенсификация жилищного строительства невозможна без возрождения и развития полносборного домостроения, привлекательность которого в быстроте возведения зданий и сравнительно низкой их стоимости. Сегодня у нас созданы современные конструктивно-технологические системы жилых зданий крупнопанельного домостроения, обеспечивающие современные потребительские качества жилых помещений. Для максимального их внедрения в строительную практику будет полностью задействована имеющаяся в стране база КПД. Предполагается поэтапно провести реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих производств крупнопанельного, а также объемно-блочного домостроения с внедрением современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и переоснащением их комплектами нового оборудования и оснастки. По расчетам, модернизированная база предприятий КПД даст к 2010 г. прирост строительства жилья в суммарном объеме до 1,55 млн м2.
Фактические мощности заводов КПД и ОБД должны быть увеличены примерно на 550,0 тыс. м2 общей площади в год. На их модернизацию планируется израсходовать более 168 млрд руб.
В ближайшие годы мы не обойдемся без реконструкции предприятий сборного железобетона, обновления их материально-технической базы с целью повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ожидаемый эффект — изготовление в течение пяти лет конструкций для возведения жилых помещений общим объемом более 2,1 млн м2, в 2010 г. — более 600 тыс. м2.
Получит дальнейшее развитие монолитное строительство, с использованием которого предполагается построить к концу пятилетки 1 млн 100 тыс. м2 жилья. Продолжится широкое распространение монолитного и сборно-монолитного домостроения каркасного типа, в том числе с использованием мощностей предприятий сборного железобетона, возведения комбинированных систем с применением газосиликата. При этом ставится задача совершенствования конструктивно-технологических схем в расчете на снижение материалоемкости зданий, эксплуатационного энергопотребления, стабилизации стоимостных показателей.
Предприятиям стройиндустрии предстоит в ближайшей перспективе освоить производство нового поколения энергоэффективных систем жизнеобеспечения жилых зданий, таких, как системы отопления, системы принудительной вентиляции с рекуперацией тепловой энергии отводимого из помещений воздуха, совмещенные с системой отопления, системы, использующие для энергообеспечения зданий энергию солнца, грунта и пр. Это позволит в 2, а в перспективе и в 3 раза снизить потребление энергии на отопление жилья и зданий соцкультбыта.
В период до 2010 г. предусматривается обеспечить основными инженерными объектами (газ, водоснабжение, энергоснабжение) 100% строящихся жилых домов, включая расположенные в сельской местности, с использованием автономных инженерных систем и альтернативных энерго- и теплоисточников.
Одним из важнейших факторов выполнения программы жилищного строительства является своевременная инженерная подготовка территорий. Опережающее проектирование и строительство объектов инженерной инфраструктуры, энергетических систем и головных сооружений городских магистральных инженерных коммуникаций ставится во главу угла.
На государственном уровне поддержаны предложенные министерством мероприятия по упрощению механизмов отвода земель под жилищное строительство, получения разрешительной документации на проектирование и возведение объектов, открытия финансирования. Ожидается, что они будут узаконены в кратчайшие сроки. В целом за счет реализации этого комплекса мер намечено значительно сократить инвестиционный цикл и достичь снижения сметной стоимости строительства.
Форсированию темпов и, главное, повышению качества строящегося жилья будет способствовать переход на 2- и 5-летнее планирование его проектирования, возведения и финансирования. Решено также, что разработка и составление проектно-сметной документации будет осуществляться не в ценах 1991 г. со сложным пересчетом и применением большого числа коэффициентов, а в действующих ценах с минимальными поправочными коэффициентами. Данную проблему мы обязаны урегулировать в 2006–2007 гг. Дальнейшее усовершенствование ожидает и процедуру подрядных торгов.
Комплексная программа предполагает активно осуществлять уплотнение застройки в сложившейся структуре городов. Такой подход позволит эффективнее использовать существующую инженерно-транспортную инфраструктуру и построить на уже освоенных территориях более 1,4 млн м2 нового жилья.
Важнейшим условием решения задач в деле повышения эффективности капитального строительства является превращение строительного производства в комплексно-механизированный поточный процесс возводимых зданий и сооружений. Мероприятия, намеченные на 2006–2010 гг. по комплексной механизации строительного процесса, должны стать дальнейшим качественным этапом развития строительства, при котором планируется механизировать как основные, так и вспомогательные трудоемкие процессы с помощью машин и механизмов.
На сегодняшний день парк техники строительных организаций, подведомственных Минстройархитектуры, в значительной степени изношен. Для его обновления планируется приобретение до 10 тыс. единиц основных строительных машин и механизмов, технологической оснастки, а также организация собственного производства башенных кранов на могилевском заводе “Строммашина”.
Программой предусматривается решение комплекса задач в области энергосбережения:
— обеспечение увеличения объемов строительной продукции, строительных материалов без увеличения расходов ТЭР;
— снижение энергоемкости товарного внутреннего продукта;
— создание условий по обеспечению устойчивого и надежного энергообеспечения предприятий отрасли до 2010 г. и приближение к уровню государств Западной Европы по энергоемкости продукции строительных материалов, строительства и эксплуатации зданий и сооружений;
— координация усилий и средств всех участников работ по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов.
На энергосберегающие мероприятия запланировано израсходовать около 345 млрд руб. и снизить энергоемкость продукции с 0,96 до 0,8 т у.т. на 1 млн руб. продукции, получить экономию около 340 тыс. т у.т. за пятилетие.
В 2006–2010 гг. активизируется финансовая политика министерства, использование эффективных инвестиционных механизмов (например, таких, как лизинг). В результате установления нормативных таможенных и налоговых преференций для строительных организаций, направляющих собственные ресурсы на обновление технической базы, стимулирования банков, кредитно-финансовых учреждений, внешних и отечественных инвесторов, участвующих в этом процессе, планируется обеспечивать как ввод новых мощностей, так и постоянную модернизацию существующих технологических линий, парка строительных машин и механизмов.
В программе проанализированы и четко зафиксированы потребность строительного комплекса страны, включая подведомственные организации Минстройархитектуры, в новой технике и технологиях и расчетные объемы требуемых инвестиций в разрезе организаций, областей и г. Минска. Приведены также плановые показатели объемов и источников финансирования важнейших мероприятий по развитию мощностей системообразующих предприятий строительной промышленности.
Важной сферой, повышающей эффективность деятельности строительной отрасли, является дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности. Предприятия отрасли экспортируют продукцию почти в 40 стран мира. Стратегическим торговым партнером остается Россия, на долю которой приходится свыше 70% экспорта стройматериалов.
С учетом постоянно возрастающих потребностей отечественного рынка в строительных материалах, изделиях и конструкциях, существующей загрузки и развития мощностей предприятий строительной индустрии в качестве базовой экспортной стратегии развития в 2006–2010 гг. экспортного потенциала и импортозамещения принимается среднеежегодный прирост экспорта на 8,7 млн долларов США с выходом в 2010 г. на объем экспортных поставок в сумме 317,5 млн долларов США, в целом за пятилетие — 1 млрд 497 млн долларов США.
Программа включает разделы совершенствования ценообразования и проектного дела, дальнейшее развитие научных исследований по прикладной и поисковой тематике. На научно-исследовательские и проектные работы предусматривается в 2006–2010 гг. финансирование в размере 25 млрд руб.
На основе анализа мировых тенденций в строительстве сформулированы приоритетные направления исследований на ближайшую и среднесрочную перспективу:
— создание современного энергоэффективного экологически чистого жилого здания с эффективным использованием энергии, выделяемой в процессе жизнедеятельности человека, и возобновляемых источников энергии, обеспечивающего снижение более чем в 3 раза потребления энергии на отопление;
— совершенствование действующих систем энергообеспечения жилых зданий и других современных инженерных систем, обеспечивающих качественный тепловлажностный и воздушный режим помещений, и снижение энергопотребления на отопление с 90–110 кВт/ч до 30–60 кВт/ч на м2 в год;
— модернизация конструктивно-технологических систем жилых зданий, имеющих широкое применение в практике строительства, включая здания крупнопанельного, монолитного и сборно-монолитного строительства, зданий из кирпича с целью снижения на 10–30% и более материалоемкости, придания им современных потребительских качеств;
— разработка теории и практических решений устойчивого развития городов и поселений на основе их комплексной реконструкции, придание современных потребительских качеств жилому фонду индустриального домостроения прошлого века, снижение более чем в 3 раза энергопотребления на отопление за счет уплотнения на 40–80% застройки, возведения в ее структуре нового жилья и более эффективного использования застроенных территорий;
— создание новых конструктивно-технологических систем жилых зданий для сельской местности на базе местных строительных материалов, в том числе зданий, использующих возобновляемые источники энергии;
— создание эффективных строительных конструкций и конструктивных систем жилых зданий и сооружений нового поколения, совершенствование методов их расчета и конструирования;
— расширение теоретических исследований и практических работ по созданию и внедрению эффективных композиционных материалов, включая утеплители, в том числе на основе местных материалов;
— разработка эффективных технологий изготовления конструкций и изделий из бетона и железобетона с применением современных добавок, пластификаторов, повышающих качество и долговечность изделий и снижающих на 10–20% и более энергозатраты при их производстве, и др.
Программа предусматривает дальнейшее развитие нормативной базы отрасли, ее гармонизацию с нормативной базой стран ЕС и СНГ.
Продолжится активная работа по прямому применению в строительстве на территории Республики Беларусь международных (ISO) и европейских (EN) стандартов. В отрасли на сегодняшний день введены в действие 62 европейских стандарта (СТБ EN) на строительную продукцию и методы ее испытаний: цемент, строительная известь, стекло, пористые заполнители, полимерные трубы. Ведутся работы по дальнейшему расширению видов товаров и изделий, изготавливаемых в соответствии с требованиями европейских норм. В ближайшие два года ожидается введение еще около 40 европейских стандартов на продукцию, имеющую экспортный потенциал.
Сертификаты соответствия систем качества международным стандартам ИСО серии 9000 в настоящее время имеют 50 предприятий и организаций отрасли, на 5 внедрены и сертифицированы системы управления окружающей средой ИСО серии 14000. Реализуется график проведения работ по подтверждению соответствия строительных материалов и изделий европейским стандартам на 2005–2008 гг.
В план мероприятий по внедрению систем управления качеством производства строительно-монтажных работ на 2006–2010 гг. включены 57 организаций Минстройархитектуры. Выполняется комплекс работ по маркировке валообразующей продукции отрасли знаком СЕ (4 предприятия отрасли уже имеют СЕ-маркировку), что открывает путь на рынки Евросоюза.
Планируются меры по совершенствованию законодательно-правовой базы, вступлению в силу закона “О жилищных строительных сбережениях”, подготовке совместно с Минэкономики законов “Об ипотеке” и “Об унитарных предприятиях”.
Обширный перечень мероприятий запланирован по подготовке специалистов в 6 вузах, 15 техникумах, 61 профтехучилище. В течение пятилетия в отрасль придет более 19 тыс. специалистов с высшим образованием, 13,9 тыс. — со средним и более 72,5 тыс. представителей рабочих специальностей. Ожидается, что заработная плата в стройкомплексе будет поэтапно увеличиваться, ее рост за пятилетний период должен составить 197,7%.
Комплекс мероприятий по устойчивому развитию строительной отрасли на 2006–2010 гг. будет сопровождаться дальнейшим развитием и применением информационных технологий, информационной поддержки рынка строительной продукции и услуг, обеспечения свободного поиска, получения и передачи информации по различным сферам деятельности отрасли.