статьи о дизайне и архитектуре
В жаркие дни начала июля мы особенно остро чувствуем, как не хватает журчания ручейка и освежающего дыхания озера на раскаленных солнцем городских улицах. Вода в самом широком смысле воспета в таком многообразии, что трудно удержаться от банальностей и повторений давно известного. Сужая тему до воды в городской среде, видимо, стоит исключить воду в трубах канализации и водопровода, а также подземные воды, которые на сегодняшний день слабо изучены и как бы невидимы. Собственно, они являются источником наземных вод и еще как влияют на архитектуру! Наверное, не будем трогать и небесные потоки, крышами формирующие силуэты городской застройки, разрезающие водосточными трубами фасады зданий и лотками тротуары улиц. От нас ожидают рассказ о ручьях, реках, озерах и морях, которые мы еще не закопали в порыве строительной экспансии.
Господь не обделил наш край водными ресурсами. Вот и Гродно изначально, как и большинство древних городов, стоит на природных водотоках — Немане, Городничанке, Лососянке. Для нашей равнинной в целом местности Гродно имеет заметно расчлененный оврагами и поймами рек рельеф. В половодье скорость течения достигает 15 километров в час — чем не горные потоки? Видимо, это свойство наших рек сохраняет им жизнь. Надолго ли? Ведь наша воля и мощь не знают границ. Планируемый каскад плотин гидроэлектростанций на Немане может реку превратить в болото. Тогда мы будем воспевать болото в городе как новаторский самобытный архитектурно-природный феномен. Но это в будущем. А пока в городе засыпана только часть реки Городничанки. Это произошло уже более 30 лет назад, и чему тут удивляться? Ведь Неглинку в Москве похоронили около двухсот лет тому.
Сейчас все по-другому. Долины рек в городе, по мере сил, приводятся в порядок. Набережные Немана уже скоро примут отдыхающих. Здесь уже можно не опасаться в темное время сломать ноги. Все, как у европейских братьев, — плиточка, скамеечки, фонари, лестницы, ограждения в опасных местах. Неман течет, как и тек, но любоваться им становится комфортней.
Речка Городничанка, проползающая через исторический центр города последнюю сотню лет, наверное, только мешала градостроителям. Роль ее в городе ограничивалась участью сточной канавы, и называли ее старожилы неблагозвучно — “Вонючкой”. Да и теперь эта роль во многом остается, но... В последние годы удалось сетью аллей “спустить” горожанина в недоступные ранее места — к берегам, перекинуть между ними пешеходные мостики. Оказалось, что круглый год на воде плавают дикие утки, так что можно вполне цивилизованно посидеть на травке, сфотографироваться с невестой под сенью старых ясеней. Жизнь пришла туда, где раньше была преисподняя, и стало понятно многим, что не надо засыпать ручейки и речки — на них строить дорого и небезопасно; что долины рек и заросшие овраги не беда, а подарок. В этой игре природы архитектору и не нужно много фантазии — помоги людям увидеть то, что создано без нас, и умерь свои амбиции.
Если городу хватит доброй воли осуществить то, что вполне квалифицированно начертано в генплане, то можно будет по долинам реки Городничанки и ручья с удивительным названием Юриздика прогуливаться к Неману, не выходя на улицы центра. Об этом давно мечтаю и contra spem spero (без надежды надеюсь).
Фото А. Тараненко