статьи о дизайне и архитектуре
Единение с природой, приятные дуновения ветра и живительное солнце, серенады возлюбленного — такие ассоциации возникают вокруг балконов и лоджий. Столь идеалистическое представление нередко свойственно и архитекторам, следствием чего выступают непродуманные проектные решения. В результате жилая застройка 1960–1980-х гг. после “обживания” балконов представляет собой довольно неприглядное зрелище (рис. 1). Сейчас балконный хаос стал чуть ли не данностью, его впору назвать основной чертой развития отечественного жилища последних двадцати лет.
Рис. 1Выход отнюдь не сводится к поверхностному “стеклить все”. Жилой дом — пространство жизни: объективные свойства (функция, экология, техника) первичны, а потому предшествуют художественности. Применение открытых площадок в принципе было ошибочным. Отдых на балконе, принятие воздушных и солнечных ванн в климате Беларуси возможны днем с середины мая до середины сентября, т.е. не более 1/6 года. Отсюда естественно желание вовлечь малоиспользуемый объем в оборот как можно дольше, особенно в перенаселенных квартирах. Если функционально остекление безусловно выигрышно, то экосистема и безопасность жилища от него страдают. Остекление веранды положительно с позиций экономии тепла и шумозащиты. В то же время белорусскому жилищу требуется открытость солнцу, также неправильно перекрывать доступ свежего воздуха. А при обволакивании верандой всех светопроемов квартиры свет и воздух поступают в помещения с большими потерями. В народном жилище, в практике дачного строительства веранды никогда не закрывают окна, выполняя роль теплового буфера входной зоны. При пожаре веранда, задерживающая отход дыма, как путь эвакуации ненадежна. Дополнительная нагрузка от самовольного остекления, устройства массивных парапетов, равно как и морозная деструкция материалов, чреваты обрушением балконов, что, к сожалению, зачастую и происходит. Непосредственно с художественных позиций полное остекление не всегда эффективно, поскольку возможна замена установленных рам на новые, в итоге единообразие разрушено и вновь воцаряется хаос.
Все эти противоречия встали перед нами в ходе предварительной проработки цветового решения фасадов в проекте капремонта жилых домов по ул. Романовская Слобода, 10, 12, 14,16 в Минске. Ранее А. Белоусовым в кандидатской диссертации было предложено решение проблемы балконов и лоджий для вновь проектируемых многоквартирных домов. Ситуация в существующих домах сложнее. Авторы проекта (В. Кухаренко, А. Белоусов) исходили из следующих внешних предпосылок формирования композиции: оправданность желания пользователя исправить проектную ошибку; неопределенность баланса вреда и пользы остекления ранее открытых пространств; самоустраненность контролирующих инстанций. Полная замена экранов балконного ограждения предусмотрена по соображениям долговечности.
Рис. 2Сложившаяся практика выдачи задания на проект капремонта, проектирования и последующего согласования порочна. На бумаге — в проектно-сметной документации — балконного хаоса нет, авторская целостность фасадов якобы первозданна и проблемы самостроя не существует. Разработанные таким способом “тепличные” проекты не имеют никакого отношения к действительности.
Традиционные принципы теории архитектурной композиции здесь бессильны. Статичный подход, господствующий в теории, декларирует неизменность проектного решения с момента постройки вплоть до сноса здания. Многоквартирный дом, напротив, динамичен, объединяя автономные жилые единицы нередко с противоположными интересами, выплескивающимися на фасад. Теоретические публикации в целом не содержат рецептов преодоления кризиса, озвучивая лишь справедливое негодование, максимум — апелляции к властям и общественности.
Рис. 3Мы не игнорировали реальность и поставили цель доступными средствами добиться эстетической выразительности среды. Композиционный поиск вылился в концептуальное решение — “управляемый хаос”, сутью которого является опора на непредсказуемость самовольного остекления в организующем многообразии цвета (рис. 2). Бессистемность, разрушившая старую композицию, стала главной темой вновь предлагаемой. Единство поддержано взаимообусловленной колористикой перильных экранов и переплетов самовольного остекления, соответствующих по окраске примыкающим участкам экрана. Компоновка ограждений перекликается с живой текстурой керамической кладки. Предложенная композиция стабильна во времени, будучи невосприимчивой к свободной пульсации остекления вследствие несогласованного сотворчества жильцов. Устройство вместо оставшихся балконов новых веранд, замена остекления в уже созданных, перекраска рам — эти вторжения лишь поддержат динамику фасадного ковра. Материальной палитрой композиции являются общедоступные красители и профилированный лист, что исключает удорожание реализации проекта. Более того, означенный подход при значительном художественном превосходстве экономичнее полного остекления, которое не может считаться оптимальным в жилище Беларуси.
Мы также предложили повысить уровень градостроительной композиции, разнообразить впечатления от шеренги четырех идентичных домов, уйдя от их метрической монотонности. Ансамблевость достигнута посредством нюансного доминирования в каждом из четырех домов (в окнах, козырьках, парапете) одного из задействованных цветов — желтого, красного, синего и зеленого (рис. 3). Гамма продиктована ассортиментом профлиста отечественного производства, выбраны спектральные оттенки с учетом базовых категорий цветовой гармонии. Полагаем, в условиях пасмурного неба не стоит опасаться излишней яркости.
Увы, наше цветовое решение ансамбля по Романовской Слободе не получило поддержки, взамен него согласован “тепличный” вариант…
Эстетика жилой среды волнует не одних нас. Так, мэрия Минска инициировала разработку комплексной программы “Фасады”. Полагаем, наше ноу-хау повысит результативность муниципального проекта. Концепция “управляемого хаоса” применима на большинстве многоквартирных домов с доминированием в композиции балконов и лоджий. Для столицы и всей Беларуси предпочтительна действенная реабилитация облика зданий, какими бы радикальными ни казались ее средства.