статьи о дизайне и архитектуре
В архитектуре села проявляются общие для зодчества закономерности: удобство, красота и экономичность тесно связаны друг с другом и могут быть достигнуты при учете всех факторов, влияющих на планировочную структуру поселения, состав и характер застройки. Планировка поселка должна органично увязываться с организацией сельскохозяйственного производства, системой землепользования, обеспечивать удобные связи с другими населенными пунктами и производственными объектами, магистралями. Не будем также забывать и о необходимости умелого использования ландшафтных условий местности. Все как бы ясно‚ но существующая архитектурно-планировочная организация сел во многом не удовлетворяет как современным нормативным требованиям, так и реальным потребностям сельских жителей. При этом отметим следующие проблемы организации материальной среды села:
1. Несоответствие существующей системы культурно-бытового обслуживания населения ее реальной востребованности жителями: в крупном поселении таких объектов может быть в избытке‚ в то время как жители малых сел ограничены в доступе к ним;
2. Наличие большого количества ветхих и аварийных строительных фондов‚ в том числе в инженерном обустройстве и благоустройстве.
Следует отметить высокую степень узнаваемости сел независимо от их крупности, архитектурно-планировочной структуры и модернизированности. То есть каждое поселение обладает индивидуальностью, неповторимым обликом и силуэтом и, как правило, гармонирует с ландшафтом. Согласно результатам опроса, большинство жителей считают свое поселение оригинальным, не похожим ни на одно другое.
В северо-восточном регионе Республики Беларусь исторически сложились 6 типов планировочных структур сельских населенных мест: линейная (18%); Т-образная (10%); Х-образная (12%); свободная (12%); регулярная (28%); смешанная (20%).
Доминирующим направлением реконструкции села является его территориальное развитие. Взятый в нашей стране курс на укрупнение сельскохозяйственного производства приводит к необходимости привлечения квалифицированных кадров в сельскую местность, которым необходимо предоставить жилье. А следовательно, реконструировать застройку села в целом. Здесь мы выделяем 3 направления:
— освоение под застройку прилегающих к существующему поселению территорий. Этому будут способствовать интенсивное развитие крупного производства, появление большого количества новоселов, положительный прирост населения;
— уплотнение и упорядочение существующей застройки в границах поселковой черты. Условия для этого — выделение частных и кооперативных хозяйственных структур, стабильность производства и демографической ситуации при нулевом приросте населения;
— сокращение территории поселения. На это влияет кризис производства, реструктуризация и реорганизация хозяйственно-экономических отношений на фоне ухудшения демографической ситуации.
В наших реалиях‚ когда до 80% хозяйств находятся на грани экономического краха, а в 95% случаев демографическая ситуация в селах характеризуется как критически неблагоприятная‚ перспективными направлениями территориального развития сельских поселений следует считать второе (уплотнение и упорядочение) и третье (сокращение территории поселения).
Архитектурно-планировочные решения должны отличаться удобством‚ комфортом проживания и обслуживания (высоким уровнем инженерного обустройства жилья, развитой системой культурно-бытового обслуживания, полного благоустройства территории поселка); красотой архитектурного облика села (художественно выразительными формами и планировочным каркасом);
Экономичностью (минимум затрат на проведение трансформации) и долговечностью (увеличение периода соответствия сформированной пространственной организации населенного пункта изменяющимся условиям его жизнедеятельности).
Каким же образом оценить эти параметры? Прежде всего необходима их детализация.
1. Удобство проживания и обслуживания населения определяется по:
— наличию отдельной квартиры для каждой семьи;
— обеспеченности жилой площадью на человека (рекомендуется принимать 30 м2);
— размерам и форме приусадебных участков (0,15–0,2 га прямоугольной формы);
— наличию в радиусе от 0‚5 до 1 км объектов культурно-бытового обслуживания повседневного (магазин смешанной торговли, детский сад-ясли, начальная школа, пункт медицинской помощи, спортивные сооружения) и периодического пользования (3–5 км — специализированные магазины, средняя школа, клуб, сельсовет, узел связи со сберкассой, аптека, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, баня, гостиница, парикмахерская, комплексный приемный пункт);
— существованию кратчайших (близких к прямой) транспортных коммуникаций к объектам обслуживания и местам приложения труда;
— инженерному обеспечению жилья (водоснабжение, канализация, электроснабжение, газоснабжение и т.д.);
— расстоянию соседских связей (до 50 м);
— защищенности селитьбы от неблагоприятных факторов внешней среды.
2. Выразительность архитектурного облика села определяется по:
— использованию закономерностей архитектурной композиции и средств художественной выразительности;
— гармоничности искусственных и естественных элементов среды;
— соотношению открытых пространств и архитектурных форм и их соразмерности человеку;
— цветовой гамме‚ силуэту‚ форме, фактуре застройки.
3. Экономичность архитектурно-планировочных решений выражается в затратах на:
— строительство и благоустройство территорий сел;
— эксплуатацию и текущий ремонт строительных фондов;
— утилизацию элементов застройки.
4. Долговечность архитектурно-планировочных решений сельских населенных мест определяется по показателям физического и морального износа‚ который колеблется от 20 до 50 лет.
Изучение условий трансформации архитектурно-планировочных решений должно проводиться методом экспертной оценки либо квалиметрического анализа.
При несоответствии сложившихся условий хотя бы одному из требований предложенного комплекса принимают решение о необходимости совершенствования‚ целевой трансформации архитектурно-планировочной организации сельского населенного места. А она видится нам как многоуровневая система‚ включающая следующие принципиальные положения:
— обеспечение градостроительными средствами взаимосвязанного функционирования и развития сельских населенных пунктов в системе расселения с организацией открытой, трансформируемой планировочной структуры;
— дифференциация направлений и средств архитектурной реконструкции в зависимости от функционального типа, степени соответствия сложившейся структуры населенных пунктов современным требованиям;
— планировочное и пространственное обеспечение интеграции и наложения функций сельских поселений;
— целесообразное и органичное использование сложившейся застройки поселков;
— целенаправленное применение средств архитектурной гармонизации территорий;
— сохранение природных ландшафтов и культурных ценностей;
— организация экономически обоснованной планировочной структуры поселений;
— независимость эстетического уровня организации пространства от социально-экономической значимости объекта.
Исходя из этого‚ предлагается модель возможных вариантов трансформации решений сельских населенных мест, состоящая из конкретных рекомендаций и касающаяся основных структурных элементов села: селитьбы‚ территории и объектов культурно-бытового назначения‚ транспортных коммуникаций.
Учитывая‚ что в сложившихся социально-демографических условиях особое значение приобретает увеличение плотности застройки поселений (для более компактных соседских связей и доступности объектов культурно-бытового обслуживания), в трансформации каждого структурного элемента выделяются свои возможные мероприятия.
Селитьба:
— снос ветхих строений;
— ликвидация заброшенных нежилых усадеб;
— придание правильной геометрической формы приусадебным участкам;
— вынос крупных хозяйственных построек (частных фермерских хозяйств) за пределы селитьбы;
— использование территорий нежилых усадеб (“белых планировочных пятен”) под проезды, игровые площадки, рекреационные территории и т.п.;
— триангуляция кварталов секционной застройки;
— исключение транзитного движения путем сноса малочисленных ветхих строений за транзитной дорогой по отношению к основному массиву селитьбы;
— экономичная застройка перспективными типами усадебных домов;
— композиция существующей и проектируемой застройки;
— гармонизация застройки.
Территории и объекты культурно-бытового назначения:
— определение вместимости, мощности объектов культурно-бытового обслуживания по социально-демографическим характеристикам региона, а также с расчетом на перспективу и с учетом развития форм и способов обслуживания (мобильные виды услуг‚ стационарные и передвижные многопрофильные объекты);
— установление состава объектов по нормам обслуживания и корректировака их по результатам социальных исследований (опрос, интервьюирование, наблюдение, статистический анализ);
— возведение новых объектов культурно-бытового назначения, если невозможно модернизировать или перепрофилировать существующие в соответствии с новыми социальными условиями;
— размещение новых культурно-бытовых объектов на территориях, прилегающих к селитьбе, с тяготением к общественному и геометрическому центрам села;
— создание открытых торговых площадок (мини-рынки).
Транспортные коммуникации:
— устройство хозяйственных проездов и скотопрогонов с максимальным использованием территорий нежилых усадеб;
— уменьшение ширины проезжих частей поселковых улиц (протяженностью 150 м) до 4–4,5 м с устройством выпуклых поперечных профилей и разъездных карманов;
— организация автостоянок вблизи (до 30 м) жилых и общественных зданий;
— разделение пешеходного и транспортного движения.
В дополнение к этому предлагаются частные вариации архитектурно-планировочной трансформации сельских населенных мест по всем структурным элементам. Их содержание также зависит от конкретного спектра факторов, в том числе и от метода принятия окончательного решения. Дело в том‚ что существующая практика выработки и принятия конкретных архитектурно-конструктивных проектных решений основана на индивидуальном творческом замысле архитектора и исполнении нормативных требований с целью экономии средств при строительстве и проектировании. Однако нельзя игнорировать мнения и предпочтения жителей села. Как показало обследование‚ заказчик (индивидуальный застройщик либо хозяйство) практически не оказывает влияния на процесс проектирования своего будущего жилища, своего села, а получает только конечный продукт, в той или иной мере соответствующий заданию на проектирование. А оно‚ как правило‚ типовое‚ шаблонное‚ не учитывающее объективные и субъективные особенности каждой строительной площадки. Отсюда многие архитектурные издержки. Чтобы избежать их‚ повысить демократичность творческого процесса и получить оптимальный архитектурный эффект‚ предлагается следующая методология проектирования:
— обследование без участия заказчика— инженерные и ландшафтно-архитектурные изыскания, наблюдения за жизнедеятельностью заказчика, его образом жизни, выявление проблемных вопросов в его нынешнем материальном окружении;
— исследование социально-экономических условий — изучение социально-демографической и хозяйственно-экономической ситуации в месте строительства посредством собеседования с селянами и должностными лицами, изучение прогнозов развития населенного места;
— разработка многих виртуальных эскизных вариантов индивидуальной модели объекта и их сравнение;
— привлечение заказчика — предоставление ему результатов моделирования с целью их корректировки;
— непосредственно проектирование — разработка ограниченного количества архитектурно-конструктивных решений в непосредственном сотрудничестве с заказчиком, масштабное и полномасштабное моделирование будущего объекта с определением объемов, форм, цветов;
— выбор и окончательное оформление одного варианта проекта.
Впрочем‚ проектировщик уже на ранней стадии проектирования может сужать круг возможных вариантов в соответствии с желаниями заказчика и своим‚ творчески выстраданным решением.