статьи о дизайне и архитектуре
Силуэт города – одно из основных пространственных средств, создающих его архитектурный облик, его лицо, его характер. Роль архитектурного силуэта Минска как столицы независимого европейского государства – Республики Беларусь сегодня особенно велика и приобретает первостепенную важность в политическом, экономическом и культурном отношениях.
Генеральная стратегия пространственного развития города, формирование застройки его центра, районов, магистралей, проспектов и воднозеленого диаметра, площадей и въездов в город должны быть основой градостроительной политики, главным объектом проектирования. Поэтому назрела необходимость разработки концептуального проекта силуэта Минска и его архитектурных ансамблей, которые станут “золотыми точками” столицы.
При создании пространственной композиции городской застройки высотные доминанты, имеющие общественное значение, располагаются, как правило, в центре городов, а малоэтажные локальные группы жилых районов – в периферийных районах. В Минске предлагается сохранить исторический центр, а высотные акценты по этажности развивать на важных городских узлах, главным образом на пересечении второго городского кольца и кольцевой магистрали с радиальными направлениями проспектов, магистралей и реки Свислочь. Грамотно вписанные в среду новые высотные архитектурные ансамбли проспектов Независимости, Дзержинского, Победителей, Партизанского, ул. Притыцкого и кольцевой магистрали, которые являются своеобразными городскими воротами со стороны Москвы, Бреста, Могилева, Вильнюса, Гродно, Витебска, создадут современный, презентабельный силуэт, характерный только для города Минска.
Мы отчетливо понимаем, что основой творчества архитектора является не просто проектирование отдельных зданий, а формирование многофункциональной градостроительной и архитектурной среды, способной к трансформации и росту. Отвечая на требования времени и решая задачу возведения высоток в контексте Минска, наша мастерская разработала и предложила два проекта, в основе которых лежит архитектурнопланировочная идея создания новых градостроительных акцентов, необходимых сегодня городу.
Первый из них – Международный деловой информационномаркетинговый и торгововыставочный центр, запроектированный для центральной части Минска на пересечении пр. Победителей с ул. Орловской, около реки Свислочь и существующего Национального выставочного центра “БелЭкспо”. Его местоположение полностью соответствует концепции строительства высотных зданий в столице.
Композиция комплекса построена на контрастном сочетании различных по форме и высоте геометрических объемов двух вертикалей здания, постепенно нарастающих по высоте и доминирующих в пространстве. Подчеркнутая простота, четкость форм и конструкций создадут выразительный, своеобразный, запоминающийся архитектурнохудожественный образ, отвечающий его активной градоформирующей роли в композиции силуэта центра города Минска и пр. Победителей.
Общая объемнопространственная композиция, характерный только для Минска образ комплекса органически связаны с существующим Национальным выставочным центром “БелЭкспо”, перспективой его развития (2я очередь – 12 тыс. м2 экспозиционных площадей) и его специфическими функциональными особенностями, планировочной структурой.
Согласно объемнопланировочному решению, в 70этажном корпусе “А” разместятся офисы – рабочие комнаты, медиа, бизнесцентр, а в 75этажном корпусе “Б” – офисы, гостиница на 1000 мест, в 4этажном стилобате с атриумом – все зальные помещения, конференцзал на 1000 мест, прессцентр, ресторан “Огни Минска” расположится на 70м и 75м этажах. Полнокровное функционирование всех составляющих этого крупного архитектурного комплекса обеспечат конструктивнотехнологические (вкупе с объемнопланировочными) решения, запроектированные в соответствии с общепринятыми требованиями к высотным зданиям.
Вторая акцентная доминанта, предлагаемая для Минска, – жилое образование “Веснинка”. Проектируемый участок находится в районе пр. Победителей – водохранилище “Дрозды” и охватывает территорию в 41 га. С восточной стороны размещается малоэтажная коттеджная застройка (объект ОАО “Минскгражданпроект”). С юга и югозапада будет построен новый жилой район “Лебяжий”, также повышенной этажности.
Возведение на ответственном градостроительном участке, формирующем въезд в столичный город с северозападного направления, высотного жилого образования вполне закономерно: яркий, запоминающийся архитектурный ансамбль явится очередной качественной ступенью развития города.
Объемнопространственное решение всего комплекса построено по принципу максимального сохранения зеленых насаждений и создания ландшафтнопарковых ансамблей, связывающих жилую территорию с парковой зоной, а также водной акваторией. С этой целью застройка центральной части квартала в уровне двух первых этажей поднята на опоры.
На живописном участке, обращенном в сторону водной акватории, расположится лаконичный по форме образ короны из 5 высотных жилых объемов (до 40 этажей), которые объединены развитым многофункциональным подиумом на уровне 3–8го этажей, обращенным в сторону водохранилища “Дрозды”. На его 3м этаже разместятся кафе и рестораны, объекты бытового обслуживания и др. 4–6й уровень подиума будет занят жильем, решенным в виде террасированной застройки, обращенной на юг в сторону зеленого кольца.
Во внутреннем кольце – жилые комплексы высокоплотной малоэтажной застройки (2–4 этажа) и объекты обслуживания: общественноторговый центр, спортивный комплекс с центром досуга, аквапарк, школа, детский сад.
Транспортное обслуживание будет осуществляться с пр. Победителей со въездом на внутреннее транспортное кольцо. Въезды в подземные паркинги запроектированы в подземном уровне. Гостевые автостоянки вынесены из жилых групп и размещены на въездах в них или под навесом общественноторгового комплекса...
То, что города растут вверх, – это неизбежность. Но памятуя золотое правило “все хорошо в меру”, надо строить их так, чтобы высотные акценты, которые появятся в нашей столице, воспринимались не отдельно стоящими “небоскребными” точками, а выгодно гармонизировали с ее масштабом и силуэтом, подчеркивая не только извечное стремление человека (и города) к “горним” вершинам, но и умение архитектора придавать месту, где он живет и творит, новые формы проявления себя в окружающей среде. И тогда она приобретет не только новый облик, но и заиграет совершенно новыми гранями.