статьи о дизайне и архитектуре
В XXI веке Москва окончательно и бесповоротно вступила в пору высотного строительства. Иного пути ее дальнейшего развития и обновления, утверждают специалисты, просто не существует. Громадный мегаполис практически исчерпал возможности экстенсивного роста, и дальнейшее его расширение неминуемо грозит транспортным коллапсом и нарушением ритма деловой и повседневной жизни.
Устремление ввысь дает шанс как минимум ослабить остроту проблемы нехватки свободных территорий при их нынешней баснословной дороговизне, удовлетворив спрос состоятельных москвичей в элитном жилье. С другой стороны, поможет разнообразить унылый облик и жизнь в построенных в 1960–1980х гг. по типовым проектам спальных районах. Предполагается, что высотные многофункциональные здания с обилием сервисных услуг станут не только их архитектурными доминантами, но и центром притяжения горожан.
Впрочем, сочетание низкой застройки и вертикальных акцентов исторически было характерно для российской столицы. Поначалу ее силуэт оживляли башни Кремля и многочисленных монастырей, многоярусные колокольни церквей, впоследствии – появившиеся в середине прошлого века по периметру Садового кольца семь “сталинских” высоток. Ставшие символом того времени, угрюмые, суровые и одновременно романтичные 170метровые громадины со шпилями прежде всего были ответом советского строя на безудержно растущие вверх американские небоскребы.
Главным образом, видимо, изза отсутствия прогрессивных строительных технологий московские высотки поражали не столько высотой, сколько роскошью гранитной облицовки, архитектурного декора, внутренних интерьеров. Многие из них, за исключением здания МГУ на Воробьевых горах, возводились в крайне неблагоприятных условиях. К примеру, гостиница “Ленинградская” фактически строилась на болоте, в стройплощадку было забито свыше 2 тыс. свай. Но все высотные сооружения тех лет до сих пор стоят без видимых проблем, провалов или повреждений, что свидетельствует прежде всего о точности расчетов их создателей и качестве исполнения.
На протяжении последующих 50 лет в застройке российской столицы преобладали здания средней и повышенной этажности, пока в середине 1990х гг. не появились грандиозные планы создания международного делового центра “МоскваСити” на Краснопресненской набережной. Как известно, он объединит 15 высотных офисных, гостиничных, торговых и жилых сооружений общей площадью 2,5 млн м2. Одно из них – башню “Россия” – проектирует кутюрье мировой архитектурной моды Норман Фостер. В настоящее время близится к завершению строительство делового комплекса “Федерация”, состоящего из двух башен в 84 и 57 этажей и претендующего на право стать самым высоким сооружением в Европе (высота – 354 м, со шпилем – 448 м). Не менее впечатляющим будет выглядеть и ансамбль из четырех 70этажных башен, в который, как предполагается, переедет московская мэрия. По соседству с новым деловым центром проектируется еще один район объектов жилой и коммерческой недвижимости под названием “Большой Сити”.
Одиночные дома”свечи” в российской столице начали расти с конца 1990х гг. Известным на постсоветском пространстве пионером высотного строительства компанией “ДонСтрой” возведены такие высокоэтажные жилые здания, как “Триумфпалас”, “Алые паруса”, “Воробьевы горы”. На Мосфильмовской строится первый в России и один из самых высоких в Европе жилой небоскреб класса de luxe, запроектированный творческим коллективом под руководством известного московского архитектора Сергея Скуратова.
“Новое кольцо Москвы”Стихийный рост количества высоток, однако, решительно взяло под контроль столичное правительство, утвердив в 1999 г. комплексную инвестиционную программу “Новое кольцо Москвы”. Она подготовлена на основе концепции размещения многофункциональных высотных комплексов в срединном и периферийном поясе Москвы, разработанной в 1995–1996 гг. НИИ Генплана по заказу ФСК “Конти”. На наиболее подходящих с точки зрения визуальноландшафтного фактора 60 строительных площадках между третьим транспортным кольцом и МКАД – у въезда в город, на пересечении основных магистралей – до 2015 г. появятся около 200 комплексов, включающих элитное жилье, офисные помещения, торговые и развлекательные заведения. Они будут различными не только по функциональному, но и по архитектурному решению, а вместе образовывать единый ансамбль, напоминающий кольцо высотных зданий 1950х гг.
Главная задача программы – создание с помощью многофункциональных высотных комплексов системы новых общественных центров столицы на месте бывших промышленных окраин и в микрорайонах массовой жилой застройки 1950–1960х гг., внесение существенного вклада в решение острейшей социальной проблемы, связанной со сносом ветхого пятиэтажного жилищного фонда. Достичь этой цели, и в этом главная особенность “Нового кольца”, московские власти планируют “за счет применения инвестиционных механизмов без привлечения бюджетных средств”.
Город участвует в программе предпроектными проработками, земельными участками, гарантиями инвестиций и получает прибыль от реализации проектов для пополнения городского бюджета. Функции заказчика, застройщика и управления программой возложены на ОАО “Новое кольцо Москвы”, разрабатывающего для каждого конкретного объекта индивидуальный инвестиционный механизм взаимодействия городских властей и различных инвестиционных структур (банков, инвестиционных фондов, крупных компаний, частных инвесторов и т.п.). Земельные участки, предназначенные под строительство, и объекты, выставляемые на инвестиционные торги, как правило, имеют обременения разной степени тяжести. Они связаны с реконструкцией или сносом жилых и нежилых построек, а то и целых кварталов, необходимостью вывода промышленных предприятий, модернизации или прокладки новых инженерных сетей, реновации прилегающей территории. Все это требует применения новых технологий, а значит, и соответствующего финансирования.
В основном по этой причине многие потенциальные инвесторы поначалу предпочитали выжидать и присматриваться. Но дело сдвинулось, и теперь в торгах активно участвуют солидные компании, имеющие достаточно средств, чтобы финансировать объекты, требующие больших вложений.
Обычно сами инвесторы находят и архитекторов, большей частью иностранных. Правда, работают они в тесной связке с отечественными архитекторами и конструкторами, что позволяет, адаптируя мировую строительную практику к российским реалиям, создавать уникальные проекты.
Изучение зарубежного опыта безопасного проектирования, строительства и эксплуатации высотных зданий – основная цель привлечения зарубежных компаний. В 2004 г. по поручению правительства Москвы создан Международный центр высотного строительства (International Center of Skylines Construction) на базе ГУП “Моспроект-2” им. Посохина и американской фирмы “Фрэнк Уильямс и партнеры”. Как известно, Фрэнк Уильямс – один из ведущих архитекторовсоздателей небоскребов. По его проектам построены знаменитые башни Трампа в НьюЙорке, многофункциональные комплексы в Манхэттене, а также в Китае и Тайване.
Специалисты двух фирм ведут совместную работу по проектированию и контролю за строительством в Москве высотных и сверхвысотных зданий в рамках реализации программы “Новое кольцо Москвы”. Эта деятельность включает в себя полный цикл расчетов – от анализа грунтов под особенности фундамента, обеспечения пожарной безопасности, конструирования специальных высотных лифтов до разработки системы эксплуатации построенного небоскреба.
От первых шагов – к активной реализацииСтартовый объект программы “Новое кольцо Москвы” – 43этажный жилой дом с офисными помещениями “Эдельвейс” на Давыдковской улице (Западный округ) – сдан в эксплуатацию. Строятся комплекс переменной этажности (4–20–24–48) “Континенталь” на проспекте Маршала Жукова, 32этажный “Вертикаль” на пересечении Ленинского проспекта с улицей Обручева, “Золотой век” на Алтуфьевском шоссе, состоящий из трех секций (85, 75 и 53 этажа), и многие другие. Сегодня на различных стадиях разработки и реализации находятся около 40 объектов.
В последние годы хорошее ускорение программе придали введенные в действие в 2005 г. “Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданийкомплексов в городе Москве. МГСН 4.19–2005”. Предписывая общие требования и рекомендации, документ регламентирует разработку технических условий на каждое отдельно строящееся или возводимое в составе многофункционального комплекса здание выше 75 м, в том числе и мероприятий по обеспечению безопасности. Особо строгие требования предъявляются к способам пожаротушения и эвакуации людей, к конструкциям, качеству и пожароустойчивости стройматериалов, инженерным коммуникациям, лестничным клеткам, лифтам.
В ходе реализации пилотных объектов “Нового кольца” нормативы высотного строительства адаптируются к нормативам американской, европейской и азиатской школ с целью создания современной нормативнотехнической базы на уровне мировых стандартов. Московские специалисты активно сотрудничают с инженерами, конструкторами и проектировщиками, строящими небоскребы в США, Японии, Объединенных Арабских Эмиратах и других странах.
Однако дискуссии о невозможности строительства высоток в Москве периодически вспыхивают с новой силой. Понятно, что высокоэтажные здания – это огромная нагрузка на грунтовое основание, а московская платформа с этой точки зрения достаточно уязвима. Территорию города пересекает множество малых речушек и оврагов, что сильно осложняет гидрогеологическую картину. Говорят, что 70 лет назад, когда Москва решила прокладывать метро, приглашенные для консультаций иностранные специалисты отказались дать добро на рискованное, с их точки зрения, строительство. Однако, как показывает практика, ничего невозможного нет, и сегодня недра российской столицы пересекают около 300 км тоннелей метрополитена и множество самых разнообразных подземных сооружений. Ведь и небоскребы в мире научились строить не только на скальном основании, но и на песках, и в зонах, подверженных сейсмическому воздействию.
Новые МГСН требуют более скрупулезных инженерногеологических изысканий под строительство многофункциональных высотных зданий и комплексов, накопления разнообразных данных, обосновывающих выбор типов и размеров фундаментов, габаритов несущих конструкций подземных частей здания, определения нового подхода к заглублению фундаментов. Проектирование фундаментных оснований ведется с учетом параметров грунтовых слоев, определяемых в ходе создающейся электронной геохимической модели Москвы, указывающей на наличие разломов и карстовых зон.
Конструктивные особенности высотных зданий требуют сложной современной инженерии. В них устанавливаются специальные системы водоснабжения, канализации, кондиционирования, автоматизированные системы пожарной безопасности. Обязательны дублирующие коммуникации, к примеру, автономная энергосистема, которая в случае отключения центрального энергоснабжения призвана поддерживать работу всех систем жизнеобеспечения в обычном режиме. Для функционирования небоскреба необходимо специальное оборудование, в частности дополнительные насосы, удерживающие давление воды на большой высоте. Все системы жизнеобеспечения, как правило, управляются по оптоволоконной связи с центрального диспетчерского пункта.
Наличие современных решений автоматизации дает основания считать московские высотки “интеллектуальными” домами. С точки зрения комфортности и безопасности они на порядок выше типовых домов средней этажности и, по образному выражению столичных специалистов, отличаются друг от друга как элитный “Мерседес” от старенького “Запорожца”.
По подсчетам, озвученным на московском форуме HiTech House2006, за счет затрат на сложную инженерию себестоимость строительства высотных и сверхвысотных зданий повышается приблизительно на 1,5–2 тыс. долларов за м2. И тем не менее интерес к оснащенным всем комплексом “интеллектуальных” услуг домам продолжает расти. Сегодня инвесторы привлекают клиентов не столько количеством квадратных метров, сколько дополнительными удобствами, что достижимо только с помощью автоматизированных инженерных систем, снижающих одновременно и эксплуатационные расходы.
Жить и работать в небоскребах сегодня модно, престижно и интересно. Воздух вверху не настолько загазован, как внизу, в жилье не проникают пыль и грохот городских улиц, а из окон можно любоваться городскими пейзажами. Как следствие, квартиры на верхних этажах высоток дороже, чем на нижних, едва ли не вдвое. Привыкнуть к головокружительной высоте, наверно, трудно, но каждый сам для себя решает, где ему комфортнее.
Когда автору этих строк довелось оказаться на 33м этаже вильнюсского бизнесцентра “Европа”, первым ощущением было сильнейшее желание тотчас же отпрянуть от прозрачной стены конференцзала. Но интерес, который вообщето и движет человечеством, пересилил минутную слабость. И так же сложно было оторвать взгляд от потрясающих воображение видов на город и окрестности и вновь спуститься на землю, а еще – отрешиться от восхищения возможностями человеческих рук и разума.
Мода на небоскребы, давно захватившая мир, не обошла и наших ближайших соседей на западе. Вильнюс, например, украшают уже четыре высотных здания, из которых упомянутый бизнесцентр “Европа” является самым высоким сооружением в странах Балтии. А в Варшаве насчитывается около полутора десятков небоскребов, намного превышающих не только 100–150, но и 200метровую отметку.