статьи о дизайне и архитектуре
Камень как материал всегда привлекал скульпторов.
Первой скульптурой считается валун, поставленный вертикально. Первым творением скульптора считается сквозное отверстие в этом камне. Мир, увиденный древним скульптором через отверстие, был уже другим. Победа художника над этим материалом придала ему уверенность в собственных силах.
Чем тверже камень, тем больше умения в работе с ним требовалось от мастера. Борьба с камнем, с его плотностью, его внутренней энергией продолжается до сих пор вот уже почти девять тысячелетий. Прежним остался только принцип работы с камнем, овладение его внутренней силой. Технический прогресс дал скульптору новые инструменты, более твердые сплавы металлов для обработки камня, но это лишь для ускорения работы, а дух преодоления сопротивления камня, раскрытие его “души” остались прежними.
Поэтому, по правде говоря, не все скульпторы любят работать в камне. Но тот, кто прикасался к нему в работе и тем более что-нибудь сотворил в нем, остается поклонником этого материала на всю творческую жизнь. Главная проблема, которая отпугивает многих, — длительность создания каменных произведений. Однако многие скульптурные идеи достойно могут осуществиться исключительно в камне. Его вес, упругость, фактура делают произведение сильным и впечатляющим. По спине проходит волнительный холодок, когда видишь изваяние в граните, особенно больших размеров и отличной полировки.
Благодаря своему естественному природному созданию камень очень гармонично сочетается с окружающим миром. Любые произведения — от реалистических до авангардных форм — уверенно находят свое место в среде. Эта его особенность дала возможность скульпторам активно участвовать в эстетизации пространства, симпозиумах-пленэрах каменной скульптуры.
Очень интересны традиции пленэров в песчанике, которые проходят в городке Оберкирхен (Германия). Издавна жители городка работали в каменоломнях и были большими мастерами в обработке этого материала. Почти вся немецкая архитектура некогда использовала его как в строительстве, так и для декора. А сегодня творческие “съезды” скульпторов из разных стран мира, на месте создающих произведения из песчаника, как бы продолжают эту художественную традицию. Более того, демонстрируют, как много общего в работе ваятелей-каменотесов, как интернационально их творчество. В городе навсегда остаются самобытные и оригинальные творения.
Симпозиумы в сирийском мраморе проводятся в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Красивый кремовый цвет, прекрасная полируемость, а также податливость в обработке дают этому материалу право быть первым на Ближнем Востоке. Его цвет органически сочетается с цветом песков, льющаяся форма узоров напоминает рисунок барханов, и все вместе прекрасно смотрится на фоне чистого голубого неба. Недаром древнеегипетские зодчие облицовывали пирамиды полированными плитами из такого сорта мрамора. Отражение солнца в них придавало особое величие этому “чуду света”.
Культура Китая гармонично совмещает в себе древние произведения в камне и современные творения. Величественные гранитные скульптуры говорят о великом прошлом Поднебесной, о значимости власти и силе государства. Поэтому ваяние требовало больших материальных затрат, но и оправдывало их. Симпозиумы в Китае отличаются обилием участников. До трехсот скульптур создается из местного камня за два месяца. При этом заезжим скульпторам помогают опытные мастера-каменотесы из деревень округи, где целые семьи занимаются резьбой по камню. Их великолепное знание материала дает возможность создавать произведения высотой до 10 метров и весом в 50–60 тонн. При въезде в такую деревню вам навстречу “выходят” сотни традиционных скульптур в граните.
И еще одна примечательная особенность китайских пленэров. Одновременно с работой над скульптурами идет планировка парка. И каждый участник уже знает место, где будет располагаться его произведение. Такое решение имеет ряд преимуществ как в сугубо творческом, так и архитектурном отношении, ведь здесь всесторонне учитывается ландшафт, озеленение, комплексно планируется организация окружающей среды.
И конечно, открытие такого сада скульптур не может остаться незамеченным горожанами.
Насыщение городской среды скульптурами является отличительной особенностью современной урбанистики. Благодаря им человек уже не чувствует себя одиноким, а урбанистическая среда становится более спокойной, понятной. Это говорит о необходимости оживлять городской ландшафт произведениями искусства. Соразмерные с человеком творения в камне, энергетика, заложенная в них творцом-художником, адекватно распространяются и на зрителя. Желание прикоснуться к скульптурам есть своеобразный обмен, если хотите, контакт, который питает, вдохновляет, придает уверенность. Дети — те вообще начинают осваивать небольшие по размеру скульптуры как игровые элементы, и вот тут художественный камень выполняет уже функции и учителя, и воспитателя. Жаль, правда, что где-то, а не в наших дворах, скверах, парках, площадях.