статьи о дизайне и архитектуре
Любой город начинает свою жизнь с малого. Только одни растут, становятся средними, большими, а другие так и остаются на долгие годы, на столетия малыми, да еще порой теряют свою былую славу и значимость. Во многих странах эта объективная закономерность мало тревожит общественность. Там малые города — полноправные члены системы городских сообществ. Они приоритетны для отдыха, для проживания пожилых людей, поскольку жизнь там дешевле и спокойнее, а уровень коммунально-бытового комфорта не ниже, чем в больших городах. Те, кто бывал в малых городах Западной Европы, подтвердят это.
Так почему же в Беларуси вот уже четыре десятилетия не утихает кампания по спасению малых городов? Правильнее говорить о малых городских поселениях с числом жителей менее 20 тысяч, включающих малые города (62 единицы) и поселки городского типа (111). Кампания не утихает, а сдвиги весьма незначительны. Вместе с тем разрыв между городами разной величины по мере роста и прогрессивного развития больших и крупных городов увеличивается и на этом фоне проблемы малых становятся все более разительными. В чем причинно-следственные связи? Чтобы выяснить хоть толику истины, стоит попытаться панорамно осветить проблему малых городских поселений, не касаясь их архитектурных достоинств или недостатков.
Что нас может радовать и чем мы должны дорожитьМалые городские поселения стойко и самоотверженно хранят архитектурно- градостроительные ценности прошлого. Благодаря тому что они выпали из процесса индустриального строительства послевоенных лет, во многих из них до сих пор осталась средневековая планировка — сеть улиц, масштаб межуличных территорий, квартал как структуроформирующий элемент городской застройки, специфика размещения эстетически и функционально важных узлов и др. Помимо этого, сохранившиеся в разной степени памятники архитектуры находятся в естественном для них архитектурно-ландшафтном окружении, мало изменившемся со временем, что позволяет сберечь исторические визуальные оси восприятия доминант или акцентов в застройке, уникальные силуэты поселений. Эта непреходящая ценность среды малых городских поселений, сохраняющих национальный колорит страны, является реальным достоянием, которое не должно погибнуть в процессе обновления населенных мест.
Малые городские поселения отличает гармоничное единство с окружающим природным ландшафтом. В силу преобладания усадебной жилой застройки невысокой плотности, сохранения естественного характера рельефа местности при разнообразии природных сред Беларуси эти поселения являют собой уникальные примеры ландшафтно-топографической согласованности пространств разной степени освоения. Такие особенности этой сети поселений недостаточно оценены и не осознаны.
Малые городские поселения выполняют (точнее, призваны выполнять) роль структуроформирующих центров сельского расселения. Из-за своей многочисленности и достаточно равномерного размещения на территории страны (на каждое поселение в среднем приходится площадь территории с радиусом до 20 км) малые городские поселения являются первичным звеном в иерархической цепочке продвижения села к большим и крупным городам — ведущим центрам урбанизации. Их роль в процессе развития цивилизации заключается в восприятии новаций общественного развития, адаптации этих новаций к условиям сельской местности, распространении и закреплении их на отдаленных от крупных центров территориях. Таким образом, физическая близость к сельской местности позволяет малым городским поселениям становиться формальными и неформальными лидерами в процессе вовлечения сельчан в прогрессивное развитие сферы услуг, культуры, образования, новых производственных технологий. Эта не новая для малых городских поселений роль, возрождающая и развивающая исторический опыт белорусских местечек, еще недостаточно осмыслена и закреплена и поэтому является потенциальным ресурсом социально-экономического развития сельской местности и страны в целом.
Малые городские поселения обладают самобытной материально-пространственной и социально-психологической средой. Камерный интерьер городской среды, соответствующая масштабу человека застройка, преобладание пешеходной доступности основных фокусов тяготения, спокойный ритм жизни, близость природного окружения — все это позволяет сохранить для людей возможность выбора альтернативного по сравнению с достаточно агрессивной средой больших городов места временного или постоянного пребывания. А обеспечение возможности выбора, как известно, — одно из условий существования демократического общества.
Что нас должно огорчать и тревожитьМалые городские поселения весьма разнообразны. Есть среди них флагманы, знаменитые своими историческими корнями и сохранившимися памятниками архитектуры, которые поддерживаются специальным финансированием, административным статусом, производственными функциями, выгодной близостью к большим и крупным городам. Такие города (например, Несвиж, Мир, Новогрудок, Мосты, Логойск, Заславль) еще как-то держатся на плаву. Они кажутся благополучными на фоне самых малых городских поселений, особенно с числом жителей менее 5 тысяч, расположенных в глубинке или на радиационно загрязненных территориях (таких поселений более половины). Их-то и приводят в пример, когда хотят похвалиться достижениями. Однако собирательный образ малого городского поселения в Беларуси весьма печален.
Большая часть малых городских поселений в настоящем не востребована обществом. Это находит отражение в маломощной градообразующей базе, неспособной экономически и социально поддерживать и развивать городскую общность. Неполная трудовая занятость населения, ограниченные возможности в выборе мест приложения труда, отсутствие условий стимуляции социального движения людей (повышения профессиональных навыков, культурного уровня) — все это провоцирует отток трудоспособного и образованного населения, является причиной значительного ухудшения демографической структуры, снижения социальной активности, и что хуже всего, деградации молодежи.
Низкий качественный уровень материально-пространственной среды малых городских поселений достаточно известен. В среднем 80% жилой застройки — это в основном деревянные дома без инженерно-коммунального оборудования. Низкая плотность застройки обусловлена наличием значительных по площади придомовых участков с огородами, садами, хозяйственными постройками, в которых содержится домашний скот, птица и которые необходимы в этих поселениях как дополнительные фонды потребления. Часть улиц не имеет мощения, а порой и тротуаров. Произошедшие изменения касаются в основном штучного строительства секционных жилых домов, а также доведенного до абсурда типового строительства зданий органов местной административной и партийной власти, универмагов, домов культуры. Многие общественные функции реализуются в давно требующих ремонта зданиях, случайно расположенных в плане города и не участвующих в формировании центра поселения. И это далеко не все.
Кто стрелочник?Биография каждого города складывалась по-своему. И вместе с тем среди причин их нынешних бед в первую очередь, как это ни парадоксально, можно назвать стремительную урбанизацию и научно-технический прогресс, к наступлению которых территория Беларуси объективно не была готова. Прогрессивные процессы цивилизации выбрали для своей дислокации экономически выгодные и пространственно удобные поселения, оставив за бортом и не пощадив остальные. На территории страны формируется устойчивый каркас транспортных коммуникаций с быстро выросшими на нем центрами. В результате значимые в древности города (например, Туров, Давид-Городок) угасли. Политические и административные дележи территории, военные разрушения вынуждают концентрировать материальные средства, а отсюда и демографические ресурсы в ограниченном числе поселений, выгодных для промышленного развития и управления хозяйством. В результате теряют значение многочисленные традиционные центры местного значения — местечки, в которых был свой приход, проводились ярмарки, празднества. В этой исторической чересполосице перемен всегда не хватало средств, времени, а возможно, и ума на принятие не сиюминутно выгодных, а вдаль глядящих решений по поддержанию, укреплению низового звена сети поселений как ее базовой основы. Можно предположить, что другого выхода и не было, но результаты налицо.
Бедственное положение и деградация многих малых городских поселений объясняются преобладанием догматизма и утопичности в политике городского управления и развития. Такая политика только вредила, внушая надежду на скорое “выздоровление” с помощью со стороны и не стимулируя поиск внутренних ресурсов. Разрабатывались программы возрождения малых городов, выполнялся специальный цикл работ по выбору и оценке площадок промышленного строительства, утверждались радужные генеральные планы социалистической реконструкции, в которых все было, как у больших, — и промзона, и капитальная секционная застройка, система обслуживания и озеленения. Только за 1970–1980-е годы принято более десяти решений и постановлений СМ, ЦК КПБ, местных органов управления о переносе из крупных городов некоторых предприятий и организаций на новые площадки (преимущественно в малые города), о запрещении в них нового промышленного строительства и о стимулировании роста малых городских поселений. Однако “в порядке исключения” жизнь вносила свои коррективы. Не помогали и научные исследования, направленные на решения проблем малых городов. Научно-практические работы в этой области многие годы велись в БелНИИПградостроительства, защищались диссертации. Формально вопрос малых городских поселений всегда стоял на повестке дня. И, как видим, стоит и сегодня.
Возьмемся за руки, друзья!Если не предпринимать радикальных мер, то ряд малых городских поселений со временем может самоликвидироваться, как это произошло с сотнями небольших сел. Трудно ответить на вопрос: что делать? Ведь ни различного рода специалисты, ни общественные организации, ни правительство наконец, не добились видимых успехов. Вместе с тем каждый вправе высказать свое мнение, подсказать, внести свою лепту в решение этой сложной и многогранной проблемы. Попытаюсь и я…
Для начала следует уяснить объективную истину: большинство малых городских поселений из-за сложившейся в стране демографической и экономической ситуации лишены возможности количественного роста, т.е. увеличения численности населения. Задача состоит в том, чтобы закрепить имеющихся жителей, уменьшить или даже прекратить отток населения в трудоспособном возрасте, поднять авторитет малых городов как места постоянного проживания. Решение проблемы просто, как мир: нужно обеспечить в малых городах достойные условия жизни, хотя бы не хуже, чем в больших, а возможно, и лучше. Для этого нужна работа и благоприятная материально-пространственная среда. В целом это то, что градостроители предлагают в каждом своем проекте. Только оно почему-то оказывалось нереализуемым. Почему? Да просто градостроители мыслят и оперируют социально-функциональныи категориями (оптимальный состав зон и услуг, их удобная доступность, бытовой комфорт и т.п.). А реализация этих благ держится на экономическом эффекте, где на счету каждый рубль.
Если утопические проекты не могли быть реализованы во времена единого заказчика и единого инвестора (государства), то в настоящей ситуации чуда ожидать нельзя. Даже если оно и случается. Сколько десятилетий понадобится, чтобы обойти все малые городские поселения празднованием “Дажынак”, знаменательных дат и событий, которые помогли счастливчикам обрести благопристойный вид хотя бы в центральной части города. Эти мероприятия не решают всех проблем. Кроме того, на поддержание достигнутого постоянно будут требоваться новые средства. Специалисты считают, что финансовая помощь поселению извне не в состоянии улучшить определяющие условия жизни на долговременный период. Необходимо, чтобы заработали внутренние механизмы саморегулирования и самоорганизации.
Прежде чем строить радужные прогнозы, подобные тому, что в малых городах будем развивать туризм, народные промыслы, малый бизнес и т.п., необходимо обосновать социально-экономические механизмы, которые будут способствовать в целом качественным преобразованиям малых городских поселений. При этом не выборочно подходить к решению проблемы, а системно, принимая во внимание всю сеть населенных мест страны. По этому поводу хотелось бы высказать некоторые мысли.
Следует проверить результативность в наших условиях метода кластеров, который успешно используется в ряде стран в качестве действенного инструмента городского управления. Сама по себе идея не нова. Выделение ведущих функций в развитии города лежало в основе советского градостроительства. Однако эти принципы реализовывались в условиях планового ведения хозяйства и в рамках диктатуры власти носили скорее побочный характер. А сможем ли мы в настоящее время определить, какие функции заработают и будут приносить доходы инвесторам и всем горожанам? И готовы ли органы местного управления профессионально проводить политику кластеров в жизнь? Вполне может оказаться, что какие-то малые городские поселения не смогут найти своего места в нынешнем рыночном мире. Но это уже вопрос другого уровня.
Еще один реальный путь содействия развитию малых городских поселений. Он основан на объективной закономерности формирования территориальных сообществ поселений. Известно, что сам город не может функционировать без окружения. И в зависимости от величины города, его социально-экономического потенциала он, взаимодействуя с окружением, или стимулирует развитие прилегающих территорий (большие и крупные города), или “подпитывается” внешним потенциалом (малые городские поселения). Малые белорусские города в настоящее время находятся в разной ситуации. Для поселений, расположенных в зонах влияния ведущих в стране городов-центров, складываются благоприятные условия преобразования. Городские поселения, расположенные в сельской местности, во многом зависят от уровня развития сельского хозяйства, поскольку могут специализироваться на предоставлении услуг сельчанам и производству, на переработке сельхозпродукции. Поэтому еще более усугубляются проблемы малых городских поселений на радиационно загрязненных территориях с деструктивными изменениями в сети населенных мест, а также на территориях с неблагоприятной демографической ситуацией и слабыми хозяйствами. Следовательно, решение проблем малых городов тесно связано с решением проблем сельской местности.
В заключение необходимо заострить внимание на двух вопросах:
1. В решении проблем малых городских поселений, как, впрочем, и всех других, сталкиваются интересы экономические (реальные деньги) и социальные (в широком смысле — здоровье нации). Задача управленцев городским развитием, в том числе и градостроителей, — найти механизмы сочленения этих интересов.
2. Малые городские поселения — неотъемлемая часть всей сети населенных мест Беларуси, и их проблемы должны решаться в системном единстве. Благо база для поиска решений имеется: более 30 лет в стране ведутся работы по формированию взаимосвязанных групп населенных мест. Следует их актуализировать применительно к новым условиям.