статьи о дизайне и архитектуре
История Сморгони уходит в седую старину. Впервые город упоминается в актах XIV в. как местечко князей Зеновичей, служившее им резиденцией. Первый представитель этого рода в Литве носил имя Братоша и в 1387 г. отмечен среди членов Совета полоцкого князя Андрея Альгердовича, а в 1398–1404 гг. он уже постоянный член Совета великого князя литовского Витовта. Родовая фамилия Зеновичей произошла от имени его сына Зеновия, который получил подтверждение своих прав на родительские владения от князя Витовта. С именем внука Зеновия — Юрия Ивановича (1450–1516 гг.) и связано первое письменное упоминание о Сморгони.
В 1533 г. в поселении на месте деревянного костела Святых Михаила и Алексея был построен кальвинский сбор, имевший оборонное значение и сохранившийся до наших дней. В XVI–XVIII вв. основана бумажная мануфактура, госпиталь, школа дрессировки медведей, известная под названием “Сморгонская академия”. Она просуществовала, по одним источникам, до конца XVIII в., по другим — до начала XIX в.
Во времена правления Радзивиллов Сморгонь оставалась небольшим местечком, застроенным деревянными домами, с двумя костелами, церковью и синагогой. В поселении насчитывалось в 1788 г. 224 двора, 30 магазинов, 22 амбара, 4 корчмы, работали 3 водяные мельницы, 2 винокурни, 2 предприятия по выпуску строительных материалов.
С городом связан бесславный конец наполеоновского вторжения в Россию. Здесь он сделал последнюю остановку при отступлении и принял решение бросить гибнувшую армию.В 1842 г. Сморгонь стала государственным владением, интенсивный рост его наблюдается в конце XIX — начале XX в. Так, если в 1897 г. здесь проживало 8098 человек, то в 1904 г. — 10 773. Развитию способствовали строительство железной дороги и наличие путей, связывающих поселение с Минском, Вильно и Вилейкой. Учитывая рост местечка, император Николай II 6 июня 1904 г. утвердил Указ Кабинета Министров Российской империи о присвоении Сморгони статуса города.
В 1914 г. в нем проживало уже 16 228 человек и складывались благоприятные условия для превращения в крупный промышленный центр на западе Российской империи. Но история распорядилась иначе. На пороге стояла война. С сентября 1915 г. по февраль 1918 г. через Сморгонь проходила линия русско-германского фронта. В результате позиционных боев 16-тысячный город превратился в руины. После 810-дневной обороны он практически перестал существовать. В 1921 г. Сморгонь вошла в состав Польши, в ней осталось только 154 жителя. Затем был период мирного развития, годы оккупации в Великую Отечественную войну, период восстановления.
Сейчас Сморгонь, можно с уверенностью сказать, переживает вторую молодость. В городе произошли весьма существенные изменения. Сморгонь сегодняшняя и вчерашняя — 10–20-летней давности — будто два разных города. И не только из-за того, что появились многоэтажки и жителей прибавилось (около 40 тысяч). На смену безликости пришел свой стиль, где уместно сочетаются старина и современность. Особенно заметно стремление горожан усовершенствовать сложившуюся среду, преобразить облик города путем реконструкции старых зданий, ремонта фасадов, современного благоустройства и озеленения улиц, дворов, заводских территорий, установки малых архитектурных форм, оформления рекламы и интерьеров с применением современных строительных технологий, отделочных материалов. В итоге на республиканском смотре-конкурсе по благоустройству и санитарному содержанию населенных мест в 2001 и 2003 гг. Сморгони присуждались первые места среди городов своей группы. Этим успехом мы обязаны конкретным людям — проектировщикам, строителям, руководителям различного уровня.
Так, при участии и полной поддержке главного архитектора области в 1990-е годы архитектором Александром Базевичем была выполнена работа по регенерации центрально-административно-деловой части города, наметившая дальнейшие перспективы. В составе этого проекта осуществлена реконструкция здания бывшего РДК под Католический центр, начаты работы по реконструкции бывшей пошивочной мастерской под офисное здание. В качестве достойного примера можно привести реконструкцию зданий по ул. Гагарина (офис с магазином, работы еще не завершены) и бывшего пункта проката под медико-оздоровительный центр, торговый дом “Елена”. Источником художественной выразительности в них является игра фактуры за счет использования разнообразной отделки, сочетания старины и современных форм.
В 2003 г. при подготовке к празднованию 500-летия города была разработана стратегия по комплексному охвату всех объектов благоустройства и озеленения территорий, расположенных на основных въездах в город. Генеральным проектировщиком выступил институт “Гродногражданпроект”. В короткие сроки была выполнена документация на центральную площадь с общественно-торговой зоной в увязке с парковой зоной. К работе привлекались также Гродножилпроект, Облдорпроект, Облдорстрой, Белгипроводхоз. Среди заказчиков объектов появились инвесторы, и не только представители государственных структур.
Одно из центральных мест в формировании общественного центра города занимает культовая архитектура. Церкви, костелы, монастыри и другие сооружения всегда были заметной частью архитектурной среды, всегда привлекали внимание туристов и жителей. Памятники культуры прошлых лет — предмет гордости любого народа, страны.
В этом свете интерес представляют ведущиеся в течение последних лет работы по формированию Католического центра с костелом Святого Архангела Михаила во главе. Расположившееся рядом с ним 2-этажное здание представляло собой различный по размерам, этажности, конструкциям объем, называвшийся когда-то районным Домом культуры. По некоторым отрывочно сохранившимся сведениям, ранее оно до всевозможных перестроек и надстроек принадлежало костелу. В 1995 г. здание возвращено приходу. Идея использовать его для расширения духовной среды родилась в процессе работ по регенерации центральной части Сморгони. Творческое сотрудничество всех заинтересованных сторон по этому объекту явилось событием в духовной и общественной жизни города. Архитектору Базевичу удалось создать лаконичный, выразительный, современный объем Католического центра, не вступающего в противоречие с храмом, а гармонично дополняющего перспективу всего ансамбля, особенно со стороны центральной площади.
Не меньшую нагрузку несет на себе и строящаяся церковь (по проекту архитектора Анатолия Шабалина), удачно расположенная на оси общественно-торговой зоны. С западной стороны к храму примыкает парковая территория с искусственным водоемом, прекрасной пешеходной и транспортной доступностью, с северной — строится здание ЗАГСа (архитектор А. Шабалин). Эта часть города пешеходным мостом через реку Оксна связана с центральной площадью, благоустройство которой с малыми архитектурными формами, озеленением, наружным освещением спроектировано гродненским архитектором Александром Тараненко. Он сумел объединить в единое целое, казалось бы, разные по стилю и содержанию здания, создать своеобразную среду, сомасштабную характеру сложившейся застройки центральной части города.