статьи о дизайне и архитектуре
Предпосылки и условия. В малых городских поселениях Беларуси сохранилось большое количество историко-культурных ценностей. Однако многие из них разрушаются, находятся в плохом техническом состоянии. Поэтому вопросы сохранения, восстановления и рационального использования памятников истории и культуры особенно актуальны и требуют незамедлительного решения.
Туризм в современном мире — одна из наиболее массовых, доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Для развития малых городов с ценным историко-культурным наследием он может и должен стать одним из приоритетных направлений. В Беларуси, по результатам научно-исследовательских и проектных работ, выполненных разными авторами, свыше 30 малых городских поселений рассматриваются как перспективные центры туризма.
Критерием благоприятности поселений для развития туризма является наличие в них объектов, отвечающих следующим требованиям:
уникальность, необычность, отсутствие аналогов в других регионах;
широкая известность;
познавательная ценность, связь с важными историческими событиями, выдающимися личностями мировой истории;
высокая художественная ценность самого объекта и его окружения;
сохранность и подготовленность к показу;
удобство и доступность расположения.
Придание туристских функций малым историческим городам потребует внесения существенных изменений в их градостроительную организацию. Но специфика планировки и застройки, ландшафтных условий, композиционно-пространственной организации малых городов должна обязательно учитываться при формировании их как центров туризма.
Развитие туристской инфраструктуры. Эффективное функционирование туристских центров невозможно без развитой инфраструктуры. Она включает объекты проживания, питания туристов, развлечений, проведения досуга, информационного, туристско-экскурсионного обслуживания, связи, банковских, страховых услуг, торговли, бытового, транспортного обслуживания, спорта, оздоровления, оказания медицинской помощи, охраны и поддержания правопорядка. Емкость этих объектов, особенно привлекательных для частных инвестиций, зависит от роста туристских потоков и увеличивается поэтапно. Разумеется, развитие инфраструктуры регулируется соотношением спроса и предложения. Однако для размещения необходимых, в соответствии с современными требованиями, объектов обслуживания туристов в градостроительной проектной документации должны быть резервированы участки территории, которые могут быть востребованы в будущем.
Важной градостроительной задачей является рациональное расположение объектов туристской инфраструктуры. Первоочередным условием должна быть их удобная доступность — как между собой, так и по отношению к основным туристско-экскурсионным маршрутам. Оптимальной для малых исторических городов Беларуси можно считать 10–15-минутную пешеходную доступность — 500–750 метров.
Сеть сервисных туристских услуг целесообразно формировать в комплексе с сетью объектов обслуживания местного населения. В зависимости от градостроительной ситуации и величины экскурсионных потоков возможны разные планировочные решения — раздельное формирование центров обслуживания туристов и общегородского центра, их частичное или полное совмещение. Неизбежно при этом уплотнение общественных функций: под услуги туристского сервиса отдаются первые этажи зданий, появляются новые сооружения, заполняющие “пустоты” в исторической застройке. Кварталы и группы рядовых жилых зданий могут быть оборудованы для размещения в них гостиниц, торговые ряды — для магазинов, ресторанов, кафе, возможно и использование для этих целей объектов сохранившейся исторической застройки.
Особые требования предъявляются к проектированию открытых пространств для проведения массовых празднеств с большим количеством зрителей и участников — концертов, рыцарских турниров и т.п. Такие мероприятия собирают до 10 тыс. человек, а в перспективе их количество может существенно возрасти. Поля массовых действий желательно размещать на фоне “естественных декораций” — замка, силуэта исторического города. При этом важно обеспечить хорошие условия обзора, предотвратить излишнюю скученность. Ни в местах проведения празднеств, ни на подходах к ним не должно быть лестниц, подпорных стенок, крутых откосов, которые могут стать причиной несчастных случаев.
Пространственное разграничение функций обслуживания туристов и проживания местного населения. Увеличение туристских потоков может вызвать необходимость использования внутриквартальных территорий для развития инфраструктуры. Так, на дворовых пространствах, соприкасающихся с туристскими трассами, возможны устройство летних кафе, озелененных мест отдыха для туристов, организация сквозных пешеходных проходов на соседние улицы, создание автостоянок и т.п.
Жилье в зонах исторической застройки в большей или меньшей степени сохранится и в будущем. С развитием туризма неизбежно возникновение противоречий между интересами и потребностями туристов и местных жителей. Поэтому важно пространственное разграничение функций обслуживания туристов и проживания местного населения, создание полноценной жизненной среды для горожан, которым предстоит жить в границах формируемых культурно-туристских зон. Это может быть достигнуто путем организации замкнутых (полузамкнутых) жилых дворов, изолированных от основных туристских трасс и не имеющих свободного доступа с улиц (входы в жилые дворы осуществляются из жилых зданий, через замыкаемые ворота, калитки и т.п.).
Современное использование исторической застройки. Большая часть исторической застройки малых городов Беларуси нуждается в реконструкции и модернизации с обязательным сохранением особенностей композиционно-пространственных решений. Для нее характерны одноэтажные здания с мансардными или чердачными этажами, торцами выходящие на площади и улицы, с фронтонами треугольной формы, имеющими своеобразный “зубчатый” силуэт. Архитектурно-композиционные особенности застройки исторических городов проявляются также в характерных приемах кладки стен, цоколей зданий, обрамлениях дверных и оконных проемов, цветовой гамме, и они не должны исчезнуть.
Что касается новой застройки, дополняющей сохранившуюся, при ее формировании обязательно следует учитывать исторические традиции, что позволит сохранить своеобразие облика поселений.
Развитие туризма заставляет по-другому взглянуть на воссоздание уникальных, ныне утраченных архитектурных сооружений. Например, восстановленные во всем их великолепии дворец Огинского с театром в Слониме или парк “Альба” в Несвиже с каналами и летней резиденцией Радзивиллов могут стать новыми центрами притяжения туристов и повысить аттрактивность этих городов.
Немаловажную роль призвано сыграть восстановление особенностей исторического средового дизайна на основе сохранившихся фотографий, почтовых открыток, рисунков художников. Облик городских улиц формировали многие элементы, в том числе кованые и литые металлические ворота, ограды, ограждения балконов, фонари освещения, опоры скамеек. Над первыми этажами зданий гостиниц, ресторанов, торговых объектов размещались рекламные надписи, на перекрестках и площадях располагались круглые рекламные тумбы в виде башен.
Организация ландшафтно-рекреационных территорий. В качестве мест отдыха туристов могут использоваться исторические или современные парки, другие природные ландшафты с благоприятными условиями — естественными и искусственными водоемами, лесами, озелененными пространствами. При отсутствии в городе или вокруг него ландшафтно-рекреационных территорий большой площади обязательно создание и обустройство озелененных набережных, бульваров, малых садов в местах массовых посещений туристов.
Ландшафты, как и архитектурные сооружения, претерпевают изменения во времени. Поэтому наряду с использованием характерных особенностей местности важно и восстановление исторических ландшафтов, сохранение главных их элементов, имеющих культурное, историческое, художественное значение (форм рельефа, водных устройств, массивов и групп зеленых насаждений), и удаление чужеродных. При этом необходимо позаботиться о сохранении территориальной целостности исторических ландшафтов без разделения или уменьшения их площади. Визуальная охрана исторических ландшафтов обеспечивается за счет ограничения этажности и плотности окружающей застройки, создания фоновых и барьерных зеленых насаждений, раскрытия видов на композиционно значимые элементы ландшафтов и окружающих территорий.
Организация транспортных и пешеходных связей. Увеличение людских и транспортных потоков с развитием туризма в малых исторических городах неизбежно потребует развития улично-дорожной сети и совершенствования транспортных связей. А это значит — организации удобных подъездов, рассчитанных на проезд крупногабаритных туристских автобусов к основным объектам туристского показа, гостиницам, кратчайшего сообщения между ними и железнодорожными и автобусными вокзалами; создания транспортных обходов зон концентрации историко-культурных ценностей и объектов обслуживания туристов; максимально возможного разделения транспортных и пешеходных путей сообщения; размещения автостоянок необходимой емкости вблизи мест массовых посещений. Целесообразно создание пешеходных бестранспортных зон в местах концентрации историко-культурных ценностей и объектов обслуживания туристов.
Организация пешеходных путей взаимосвязана с трассировкой туристско-экскурсионных маршрутов. При этом важно не только обеспечить связи по кратчайшим расстояниям (рациональное использование времени туристов), но и создать привлекательные прогулочные маршруты с открывающимися живописными видами на памятники архитектуры, природные ландшафты. Оптимальными являются планировочные решения, позволяющие варьировать маршруты и направления движения. При трассировке туристско-экскурсионных путей должны учитываться особенности зрительного восприятия. Важное композиционное значение имеет раскрытие визуальных картин на прилегающие водно-парковые пространства.
Ориентация в пространстве основана на выявлении направлений движения обзора, главного, второстепенного и других пространственных качеств среды. Пути сообщения выступают как трассы обзора, а места, где люди останавливаются, задерживаются, осматриваются, — как фиксированные точки обзора (смотровые площадки, выходы из зданий, дворов, подземных переходов, изломы трасс обзора, их подъемы на высокие отметки рельефа и т.п.).
Создание многофокусных пространственных композиций характерно практически для всех исторических городов. Например, в пространственном решении исторической части Несвижа композиционными центрами являются замок Радзивиллов, городская ратуша, фарный костел, бернардинский монастырь. В зависимости от местоположения наблюдателя и направления обзора они становятся композиционными фокусами новых визуальных картин.
Во многих исторических городах целесообразно создание пешеходных набережных, с которых хорошо просматривается историческая застройка. Такие набережные могут быть созданы вдоль канала Огинского в Слониме, вдоль прудов в Несвиже, вдоль прудов и р. Миранка в г.п. Мир. Для этого требуется расчистка территорий от малоценной застройки, дисгармонирующей с окружающим ландшафтом.
Формирование культурно-туристских зон. В малых исторических городах — перспективных центрах туризма целесообразно формирование культурно-туристских зон. Они должны обеспечивать охрану и поддержание в надлежащем состоянии историко-культурных и природных ценностей, рациональное использование их в качестве объектов туризма, развитие сервисной сети. А это в свою очередь активизирует социально-экономические процессы в поселениях, приведет к созданию новых рабочих мест, повышению уровня доходов и улучшению условий жизнедеятельности местного населения. И в то же время станет мощным импульсом к дальнейшим градостроительным преобразованиям, совершенствованию пространственной организации городской среды.
Создание культурно-туристских зон позволит комплексно решать задачи охраны историко-культурных и природных ценностей, развития и формирования необходимой для принятия и обслуживания туристов инфраструктуры.