статьи о дизайне и архитектуре
Золотая осень радует нас яркими красками, мы жадно ловим последние теплые лучи солнца… Летающие паутинки тонкими нитями прорезают воздух… В нем дрожит осенняя дымка, она настолько прозрачна, что кажется — вот-вот разлетится на тысячи осколков, в каждом из которых — отражение багряного великолепия. Небо утратило бьющую по глазам синеву лета, ее как будто разбавили белым молоком, сделав глубже и мудрее. Не за горами поздние рассветы, ранние сумерки и бесконечные вечера. И так тянет куда-нибудь на юг. В поисках тепла и солнца…
Наше путешествие по белорусским городам тоже решило двинуться вслед за теплом — на юг. В загадочную и живописную страну белорусского Полесья, где осень особенно нежна и трепетна, где люди гостеприимны и радушны, где земля хранит тысячи тайн и загадок.
Итак, мы едем в Рогачев…
Не торопитесь, пожалуйста, с ироничными выводами: да что там такого интересного? Местная сгущенка, вот и все достопримечательности! Нет, не торопитесь… Ведь мы отправляемся не за новыми знаниями, открытиями, а, скорее, за новыми ощущениями… И пусть это будет маленькое путешествие в поисках атмосферы…
В этом городе все удивительно. Даже само его расположение: там, где сливаются две реки — могучий Днепр и причудливая Друть. Как заботливые руки матери, обнимают они свое любимое чадо, храня и оберегая в водовороте истории. По иронии судьбы доставляя не только радость, но и немало хлопот. Во время весенних разливов Днепр бушует как море, до самого горизонта распространяя свое царство. Но каково было наше удивление, когда, подъезжая к городу, мы увидели, что природа приготовила сюрприз: река разлилась осенью, словно повернув для нас время вспять.
С такого величественного и захватывающего зрелища и началось наше знакомство с городом…
Здесь никогда не проводились “Дажынкі” — ни республиканские, ни областные. И потому лишены рогачевские улицы особого парадного лоска, который выделяет города, обласканные высочайшим вниманием. Центральная площадь здесь не выложена плиткой, нет “причесанных” клумб и газонов, нет крытых одинаковой черепицей крыш. Но, может, это и к лучшему. Зато здесь есть деревянные дома с крытыми крылечками, где обязательно увидишь две скамеечки напротив друг друга. Словно приглашают к беседе, неторопливой и спокойной, как течение Днепра. Какой-нибудь любитель порядка возразит: они же старые и обветшалые! Да, старые! Зато настоящие, с историей, обжитые, наполненные духом и… душой. Ведь за стенами каждого из них прожита жизнь не одного поколения, они были свидетелями многих человеческих страстей, многое видели и помнят. Ах, если бы стены могли говорить!..
В Рогачеве почти не сохранилось исторических памятников архитектуры и старины: бывшая земская управа, реальное училище, несколько жилых зданий, полуразрушенный костел, который сейчас начали реставрировать. И конечно, прародительница города — Замковая гора, служащая сегодня игровой площадкой для подростков-спортсменов. Только установленный здесь камень-памятник свидетельствует, что отсюда начиналась жизнь города.
Становится грустно при мысли о невосполнимости некоторых потерь: замок Боны (еще в начале XX века его можно было увидеть на Замковой горе), растасканный на стройматериалы, православный собор Александра Невского…
Но у Рогачева есть нечто большее. В городе присутствует своя, особая атмосфера. Та атмосфера, которая еще в прошлые времена привлекала сюда на летний отдых жителей больших городов. (Известно, что многие москвичи и ленинградцы любили приезжать в Рогачев как на курорт.) Та атмосфера, которую так любил Владимир Короткевич (он в шутку назвал однажды город “Дзядзькаў” — в честь брата матери, жившего тут). Здесь он писал, отдыхал. За несколько недель до смерти писатель приехал именно в Рогачев, словно в поисках умиротворения и покоя. Ему он посвятил эти строки:
Тут цягне жыць і кахаці,
Тут добра так, як нідзе,
У старасвецкай хаце,
У дзедаўскім родным гняздзе,
Бо з гэтай няяркай зямліцы,
З абрываў, з лугоў,
З садоў у начной расяніцы
Мой корань у свет пайшоў.
Атмосферу города во многом создают люди, которые в нем живут. В этом мы убедились еще раз, встретившись с главным архитектором района Григорием Игнатьевичем Цыбулевичем, человеком, влюбленным в свой город, чувствующим его нерв, неравнодушным и “болеющим” его проблемами. Он сравнивал Рогачев с женщиной, чья внешность, может, совсем неброская, но столько в ней очарования, что глаз оторвать нельзя. Он рассказывал о прошлом и настоящем города, немного о планах на будущее, но главное — мы смогли увидеть городскую жизнь изнутри.
По словам Григория Игнатьевича, сегодня город живет своей жизнью и надеется на собственные силы. По мере возможности что-то обновляется, что-то строится. В Рогачеве появляется интересная частная застройка, она соразмерна существующей, не выбивается из окружающей обстановки и гармонично вписана в городскую среду. Есть идеи по обустройству мемориальной зоны на Замковой горе: согласно эскизу, планируется поставить бревенчатую браму и три деревянные скульптуры, олицетворяющие крестьянина, воина и торговца, которые встречают гостей. Вокруг памятного знака с летописными словами — упоминанием о Рогачеве выложены огромные камни по количеству важных вех в его истории. На каждом из них будут выгравированы сведения о событии, оставившем след в судьбе города. Стилизация, скажете вы? Но вполне уместная и невычурная.
Главный архитектор верит в исполнение не только этого проекта. Надеется он, что когда-нибудь город увидит и обновленный костел, и отреставрированное здание бывшего реального училища (сегодня в нем разместилась средняя школа №2), обновятся фасады зданий.
…Человеку всегда хочется чего-то необыкновенного. Но, надеюсь, горожанам хватит мудрости в погоне за успехом и преобразованиями современности не утратить самое ценное, что есть в их древнем Рогачеве, — дух времени.