статьи о дизайне и архитектуре
Страница 1 из 3
Союз архитекторов – творческое объединение, суть которого — сконцентрировать профессиональную деятельность архитекторов для создания многоликой и разнообразной архитектурной среды.
В современном мире строительный процесс очень дифференцирован. Он вбирает в себя множество профессий. И архитектор стал одним из “винтиков” в гигантском механизме. Такая универсальность строительного комплекса приводит к обезличиванию среды. А это уже очевидно плохо… Тут общество и говорит: “Пусть будет везде технически универсально “хорошо”, но чуть-чуть отличается от других”. То есть в ключевых точках среды обитания пусть строится что-то стоящее, присущее только этому месту. Вот это “чуть-чуть” и выделяет профессию из общего ряда строительного комплекса. Это “чуть-чуть” и позволяет создавать неповторимые архитектурные ансамбли, запоминающиеся образы, проходящие сквозь века. Именно это “чуть-чуть” выражает суть эпохи. Это то, что остается, когда все уходит. Это то, что потомки пытаются сохранить как национальную вневременную ценность. Союз архитекторов призван помочь создать это “чуть-чуть”.
Брестская областная организация создана в 1963 г. По этапам ее развития пройдем вместе с председателями организации.
Историческая справка. До 1963 г. в Брестской области насчитывалось 4 члена Союза архитекторов: А.А. Шкляр – гл. архитектор области, М.С. Заржецкий – гл. архитектор Пинска, А.Г. Маренич – гл. архитектор Баранович, А.И. Макаров – начальник Барановичского филиала облпроекта. В 1963 г. в Союз вступили Р.Н. Лесь, З.Н Левченко, А.В. Горбачев. В этом же году было принято решение о создании Брестского отделения Союза архитекторов БССР. Возглавил его А.В. Горбачев – главный архитектор г. Бреста. В то время эта должность называлась “уполномоченный Союза архитекторов БССР”.
Анатолий Васильевич Горбачев,председатель Брестского отделения СА БССР с 1963 по 1967 г.
Вся деятельность проходила на общественных началах с разработкой планов работы на кварталы и на год. Основными вопросами, находящимися в компетенции организации, были:
— участие в конкурсах на застройку кварталов, мемориальных мест;
— оказание шефской помощи воинским частям и промышленным предприятиям по благоустройству и озеленению их территорий;
— участие в общественных обсуждениях проектов, где значимость мнения членов Союза была достаточно высока;
— разработка эскизов праздничного оформления города к торжественным мероприятиям;
— выступление со статьями в прессе, подготовка иллюстрированного материала к 950-летию города;
— участие в республиканских семинарах и совещаниях,
— активное участие в съездах архитекторов БССР и на заседаниях республиканского Правления с выступлениями и конкретными предложениями.
Григорий Григорьевич Будько, председатель Брестского отделения СА БССР с 1967 по 1988 г.
Основная направленность работы Союза архитекторов состояла в информировании и ознакомлении общественности с планами развития в области архитектуры и строительства в наших городах, районных центрах и селах. Члены Союза выступали перед общественностью на предприятиях, в школах и воинских частях. Оказывалась активная помощь в подготовке молодых архитекторов как в инженерно-строительном институте, так и в строительном техникуме. У нас была подшефная школа № 10 с архитектурно-художественными классами, которая являлась первой ступенью подготовки молодежи для поступления в вузы с эстетическим уклоном.
Союз принимал активное участие в составлении проектов решений по увековечению памятных мест, в реконструкции памятных знаков с приданием им архитектурной выразительности. Совместно решались вопросы по благоустройству и озеленению. Активными участниками всех мероприятий были Г.П. Чистяков, М.З. Заржецкий, А.Г. Маренич, А.В. Горбачев, В.В. Бабашкин.
В этот период проходило много встреч с творческими делегациями из союзных республик с проведением экскурсий, осмотром достопримечательностей и обменом опытом. Организовывались в Бресте и общереспубликанские семинары и совещания. Неоднократно устраивались встречи с творческими союзами художников, артистов, музыкантов.
В 1983 г. при непосредственном участии головной организации из Минска был открыт Дом архитектора в Бресте. На тот момент количество членов Брестского отделения СА БССР составляло 28 человек.
В 1988 г. при Союзе архитекторов открыта проектная группа “Архпроект”.
Владимир Николаевич Чайковский, избирался председателем Брестской областной организации БСА с осени 1988 г. три срока подряд.
Это было время распада Советского Союза, время романтических надежд. С одной стороны, наконец-то архитекторы, точнее, та их часть, которая рвалась к свободе творчества, получила ее в виде персональных творческих мастерских. С другой — государство приравняло творческие союзы к коммерческим организациям и лишило их финансовой поддержки в виде отчислений от деятельности проектных организаций. С одной стороны, мы получили возможность общения с нашими коллегами за границей, с другой – у нашего союза начали отнимать помещения, которые были нам ранее переданы. Это был очень тяжелый и болезненный переход от иллюзий к реалиям рыночной экономики в далеко не совершенном государстве с постоянно изменяющимися правилами игры, перестраиваемой экономикой, в государстве, которому было не до творческих союзов и создания условий для их деятельности. Надо признать, что даже в этих условиях наши архитекторы смогли показать свой высокий потенциал. На республиканских смотрах-конкурсах появились свежие, современные проекты. Наконец-то была признана ведущая роль архитектора-творца. Именно архитекторы, несмотря на их ставшую притчей во языцех неорганизованность, смогли создать первые персональные, а затем и частные проектные организации – малые предприятия, которые являются основной формой организации проектного дела в развитых странах. То было время бурного развития нашей национальной архитектуры — как следствие освобождения из жестких рамок, когда для этого развития нам ничего не дали, кроме свободы. Было тяжело, но интересно. Далеко не все архитекторы справились с возросшей ответственностью, с ролью организаторов проектного процесса. Многие творческие мастерские распались. Но в то же время многие окрепли: именно по их проектам построены наиболее интересные здания в нашей республике. Своей задачей в этот период я считал сохранение БСА как творческого союза. Очень жаль, что на данном этапе развития государства не осознана социальная роль нашего Cоюза, и он практически отстранен от решения важнейших вопросов в области строительства: архитектурного образования, организации переподготовки архитекторов и их лицензирования, законотворческой деятельности. На фоне резкого увеличения влияния многочисленных проверяющих и контролирующих органов в проектировании и строительстве роль Союза архитекторов и вовсе сводится на нет. Взгляд проверяющих направлен в прошлое, а будущее наших городов рождается в проектах архитекторов. На мой взгляд, ни к чему, кроме очередного застоя в творчестве архитекторов и отсталости белорусской архитектуры, это привести не может. А так верилось в лучшее в начале 90-х годов! Надежда умирает последней, хочется думать, что в конце концов наше общество осознает роль архитектуры в своей жизни.
Михаил Михайлович Гайдукович,председатель Брестского отделения БСА с 1998 по 2002 г.
Обращаясь в прошлое, нетрудно заметить, что позитивное развитие строительного комплекса в регионе связано прежде всего со становлением в Бресте архитектурной школы.
О ней серьезно заговорили в начале 1980-х годов, когда журнал “Архитектура СССР” по итогам всесоюзных смотров дипломных проектов и достижениям выпускников в международных и всесоюзных конкурсах вывел рейтинг архитектурных школ СССР. Архитектурный факультет Брестского ИСИ оказался выше многих известных школ (на 14 пунктов выше архфака Белорусского политеха). На слуху были имена лауреатов престижных конкурсов и премий — В. Арсеньева, В. Кескевича, Н. Пушкова, Б. Школьникова, В. Гопиенко, О. Ляшука, Б. Тумащика и др. Брестчане становились главными архитекторами крупных городов не только в республике, защищали кандидатские диссертации. Крепла областная организация Союза архитекторов. В ее структуре успешно работали творческие мастерские.
В этот же период по инициативе нового ректората БИСИ и при попустительстве руководства региона началось свертывание подготовки архитектурных кадров. Постепенно прекращалась подпитка архитектурной практики талантливой молодежью.
В середине 1990-х традиционный заказчик ослабел, новый, частный, еще не окреп. В проектных институтах и в ряде творческих мастерских не стало работы. Уменьшилось финансирование Союза. В обстановке неуверенности раздались голоса о его бесполезности. После очередного республиканского смотра лучших проектов стало ясно – регион теряет позиции.
Мы не стали отвечать на вызовы пожарными мерами. Смогли развить два долговременных направления совершенствования своей деятельности.
Во-первых, областная организация убедила Брестский технический университет и структуры Министерства образования возобновить в регионе подготовку архитекторов, а также направила ведущих архитекторов-практиков на преподавательскую работу.
Во-вторых, брестчанами была выдвинута идея фестивалей архитектуры, проводимых в регионах, вместо смотров-конкурсов лучших проектов года, которые традиционно устраивались в Минске в стенах Союза. Нам казалось, что таким образом будут созданы лучшие условия для творческого общения членов Союза, для укрепления их причастности к деятельности профессионального сообщества и более широкого ознакомления общественности с их достижениями и проблемами. Все вместе должно было стимулировать архитектуру регионов. Мы предложили наш город для проведения 1-го фестиваля, 2-й фестиваль проходил в Минске, 3-й – снова в Бресте, 4-й – в Гомеле. Правильность идеи подтвердилась. Аналогичные фестивали начали проводить в России, Украине и других странах.
Алексей Анатольевич Андреюк,председатель Брестского отделения БСА с 2002 г.
Мы живем в благодатное время (даже слишком благодатное). Кажется, что на этих территориях никогда не было такой свободы у архитекторов. Конечно, сказано громко. Но свобода — понятие относительное, и в настоящее время, на мой взгляд, ее стало больше. Мы можем принимать Решения, если имеем Силу. Право на это появилось, оно есть. Необходимо приобрести Знания и Уверенность, за ними придет Сила, позволяющая исполнить новые замыслы. Былые заслуги – это память. Это сформированная среда, в которой мы живем, в которой мы не растворились и не потерялись, в которой мы есть.
В настоящее время роль творчества в проектном процессе невероятно выросла. Если в 1950–1960-е гг. по индивидуальным проектам строились считанные дома, то теперь по ним ведется практически все строительство.
Все больше требуется знаний, применение которых позволило бы не только удовлетворить утилитарные потребности, но и создать привлекательные объекты. Все больше появляется людей, которым хочется жить красиво. Архитектурный процесс все более персонализируется. Поэтому проектный институт как учреждение, штампующее проектно-сметную документацию, уже не соответствует реалиям времени. Именно поэтому творческие мастерские, более гибко реагирующие на эксклюзивные потребности заказчика, также имеют право на “место под солнцем”. Да и в крупных институтах роль архитектора-личности стихийно возросла. Эксклюзивный заказ идет, как правило, под определенную “личность”, работающую в институте. Может быть, подходит время возрождения (или, точнее сказать, легализации) старого, забытого принципа персональных мастерских в структуре институтов с пересмотром прав, обязанностей и условий труда? Может быть. Жизнь покажет.
А в настоящее время в Союз вливаются новые силы – “молодая кровь”. Это дает уверенность в завтрашнем дне. Дает Надежду.
В конец >>