статьи о дизайне и архитектуре
В череде реконструкций белорусских театров пришло время и минского Молодежного. Судя по проекту, его ждет существенное обновление. Правда, обновление непосредственно здания грядет не первое.
Изначально это был послевоенный вполне скромный кинотеатр (1956 г.) со всеми присущими ему внешними и содержательными архитектурными особенностями. Например, входамивыходами зрителей со стороны сценыэкрана. Гардеробы, или вешалки, с которых, как мы знаем, начинается всякий уважающий себя театр, здесь отсутствовали… То же относительно технических средств, без которых современные театры уже не существуют…
Первая реконструкция здания была в 1989 году – собственно под Молодежный театр. Но она оказалась фрагментарной и незаконченной. Однако и это было праздником для труппы, обретшей собственную крышу над головой. Сегодня можно только диву даваться, как смогла она не только сохраниться, но и утвердить индивидуальное, преисполненное искательством творческое кредо.
И вот грядет очередной праздник на их улице, ибо все, кажется, есть для создания, скажем так, нормального театра.
Однако при этом закономерно обозначились два варианта: вообще отказаться от старого сооружения, выстроить театр заново или произвести достаточно радикальную реконструкцию. Решили пойти по второму варианту, хотя, по большому счету, здание бывшего кинотеатра со звучным названием “Спартак” особой художественной ценности не имеет. Тем не менее оно успело впитать дух зрелищных событий, вросло, сродни окружающим деревьям, в историю своего места. Гдето рядом покоится прах наших предков, говорят, даже героев Шипки. Здесь же дорога к храму и сам Храм, который распространяет ореол сакральности и на театр. Это именно тот случай, когда красит именно Место, передавая свою магию. Но и подпитывается само духовностью архитектуры. Для сравнительно молодого коллектива, коим является Молодежный театр, это обстоятельство особенно важно.
Словом, театр остается на Месте, которое выдвигает достаточно непростые требования. Учитывая их, а также стремясь сохранить первооблик здания, авторы проекта предложили его асимметричное развитие. Это значит, что появится односторонняя пристройка, которая примет основной поток посетителей храма Мельпомены. При этом сохранится и вход со стороны исторического портика, носителя духа эпохи советского классицизма. Его мотивы и стилистика переходят и в новые помещения. Начиная с малых форм, балюстрад по второму уровню, барельефов по стенам и колористики.
Ретро в стилистике не помешает кардинальному техническому переоснащению, которое скажется и на экстерьере. Так, мы увидим сценическую коробку с колосниками. Потаенно заработает современная техника.
Зрительных залов должно стать два. При этом больший, то есть исходный, увеличивается не намного – до 216 зрителей. Так предусматривает задание на проектирование, которое отражает воззрение художественного руководства театра на драматургию, на взаимоотношение со зрителем во время спектакля. В этой же вязи появятся еще репетиционные помещения – для поиска и отработки различных версий постановок, что для энтузиастов нетрадиционных форм художественного выражения будет явным подспорьем.
Актеры обретут полноценные артистические, гримерные, костюмерные.
Часть помещений, которым не находится место на поверхности, углубятся в новый подвальный этаж.
Но и ввысь потянется театр – до четырех этажей, где разместится администрация.
Остается назвать главных соавторов грядущего перерождения:
директор театра В. Старовойтов,
главный архитектор проекта М. Гродников,
архитектор 1й категории М. Морозова,
начальник сектора Н. Дубровникова,
начальник отдела М. Лугин.