статьи о дизайне и архитектуре
Сердце радуется, когда вижу, как у нас восстанавливаются исчезнувшие памятники архитектуры. Вот, например, взорвали сначала храм ХII века в Витебске, а потом построили заново. Разобрали гостиницу “Москва” – и снова собирают. Или, опять же, храм Христаспасителя в Москве. Не говоря уже о строительстве памятников на площади Свободы в Минске.
И вот я думаю (сам себе, конечно): наверное, сейчас экспериментируют над памятниками архитектуры советского периода, чтобы потом это все сломать и построить заново уже в том виде, как было задумано и выполнено автором.
До чего же хитро задумано! Вот, наконец, и найден лучший метод сохранения культурного наследия.
А что? Пристроили ларек под названием “Лидо” к бывшему зданию Института физкультуры А.П. Воинова и А.П. Брегмана, а потом сломают – вот и снова памятник. Закрыли задний фасад Дома офицеров И.Г. Лангбарда теннисным клубом (или академией?), потом сломают – еще один памятник откроется!
Вот теперь начали “экспериментировать” над фасадами здания театра оперы и балета. А что? Нахлобучим ему “кумпол”, наставим статуй из греческого зала, что еще? – а потом будем все восстанавливать; ученые откроют, что Иосифто Григорьевич совсем не так хотел, и то, что он, в конце концов, успел построить, выглядело совсем не так.
Конструктивизм 1920–1930х годов далеко не так прост, как его многие привыкли представлять.
Возникший как революционный всплеск, воспринятый многими как отрицание всего прошлого архитектурного наследия, конструктивизм в творениях мастеров, конечно же, опирался на неписаную теорию, черпая идеи еще в более далеком прошлом, чем теоретики и практики неоклассицизма.
Разве не пирамида Джосера лежит в основе мавзолея В.И. Ленина? А Дворец Советов – ну прямо Вавилонская башня с иконы!
Так и в основе композиции Белорусского оперного театра можно четко увидеть (а ведь Иосиф Григорьевич был очень образованным профессором!) черты архаических башен, персидского зиккурата. И все эти простые формы, пропорции, пирамидальность очень органичны и взаимоувязаны.
…Проектирование шло сложно. Первоначальный проект гигантских размеров с наружными трибунами для приема парадов и народных шествий перерабатывается, осмысливаются реальные возможности и стилевая направленность.
И вот, после всех поисков 1934–1935 гг., когда усиливалось новое помпезное, в духе классицизма стилевое направление в советской архитектуре, Лангбард, возможно, под чьимто непосредственным давлением, пририсовывает на фасадах скульптурные композиции. Естественно, с персонажами, свойственными той пропагандисткой и строго идеологизированной стилистике…
Однако здание театра завершается в чистом конструктивистском духе.
И когда Лангбард восстанавливает театр после войны, он окончательно решает, что никаких скульптур быть не должно. Здание закончено. Оно уже живет своей жизнью.
Дорогие архитекторы и скульпторы! Распронаиуважаемые руководители Департамента охраны памятников и самого Министерства культуры! Не поправляйте Лангбарда! Стройте свои новые замечательные объекты. Создавайте новые чудные изваяния. Но, ради Бога, оставьте потомкам творения мастеров, работавших до вас. Не создавайте прецедентов. Они могут когданибудь откликнуться и вам таким же неуважительным образом.
У вас же есть другие проблемы.
Восстановите подлинные авторские фасады с современным покрытием барабана. Разработайте современное благоустройство территории. Реализуйте сделанные еще в 1979–1980 гг. предложения Белгипроторга по устройству подземного хранилища декораций и нормального буфета. Конечно же, предусмотрите для театра современные технологии сцены, усовершенствуйте все оборудование, разработайте эффективную и комфортную систему вентиляции, проверьте, наконец, еще раз акустику – не возникли ли снова “глухие” зоны в зрительном зале…
И приступая к завершению интерьеров, снимите калоши.
Желаю удачи.
P.S. Почитайте мою статью в журнале “Вестник Академии архитектуры” № 1 за 2006 г. Попробуйте с уважением отнестись и к моему мнению по этой далеко не простой проблеме.