статьи о дизайне и архитектуре
Несомненный успех международной специализированной выставки “Стройэкспо-2006”, которая прошла в Минске в предпоследнюю неделю марта в девятый раз, запрограммирован предыдущими годами плодотворной работы. Сегодня в мире выставок Стройэкспо — вполне состоявшийся брэнд, пользующийся известностью и за пределами Беларуси. Что касается отечественного строительного рынка, вряд ли найдутся специалисты, которые бы не знали об этом событии, традиционно предвосхищающем новый строительный сезон. Экспоненты, как утверждают организаторы, привлекаются вовсе не за счет прямых рекламных затрат, ведь выставочные площади, как правило, распродаются за полгода до начала мероприятия.
Стройэкспо — детище Национального выставочного центра “Белэкспо” Управления делами Президента Республики Беларусь проводится при постоянном содействии Министерств архитектуры и строительства, промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и Мингорисполкома. Репутация одной из самых крупных и авторитетных выставок в строительном мире подтверждается ежегодно. Не стала исключением в этом смысле и нынешняя экспозиция. Более того, если в 2005-м в ней приняли участие свыше 310 фирм и организаций из 12 стран мира, а количество посетителей превысило 15 тыс. человек, то в экспозиции 2006-го было представлено около 350 предприятий и торговых организаций из 11 стран: Беларуси, Германии, Литвы, Польши, России, Словении, Турции, Украины, Финляндии, Франции, Чехии. Разместились они на двух этажах выставочного здания и заняли уже 3 (!) павильона на прилегающей территории.
Если говорить о составе участников, то среди них в основном крупные фигуранты строительного рынка, для которых немалое значение имеет возможность таким образом укрепить имидж. Не случаен и тот факт, что почти 80% экспонентов из года в год возобновляют договоры об участии в выставке. Приведенные цифры скорее характеризуют успех организаторов, достижения которых измеряются величиной реализованной под экспозиции площади. И тем не менее заметим, что эта сухая статистика — индикатор рыночного интереса к содержанию мероприятия.
Специализация Стройэкспо в первую очередь определяется тем, что мероприятие проводится на старте строительного сезона. Это своего рода биржа, на которой предметно изучается конъюнктура спроса, проясняются тенденции и направления строительной моды, намерения и планы конкурентов, заключаются договоры, закладывается основа коммерческих ожиданий в предстоящем году. Для строительной отрасли именно ранней весной наступает пик коммерческой активности, который, по аналогии с известной поговоркой, год кормит. Другими словами, выставка становится главной стартовой площадкой, в общем программирующей, как будут идти дела на финишной прямой.
А вот придет ли ожидаемый эффект? Это уже зависит от каждого экспонента в частности. Любая выставка по своему житейскому смыслу не может быть бесполезной для бизнеса. Ее уникальность как элемента маркетинговой политики компаний в том, что не надо разыскивать клиентов по местам их “дислокации”, они являются к экспонентам сами. Удача, что называется, сама плывет в руки, главное, не упустить ее всеми возможными способами. И она непременно окажется вашей, если участие в экспозиции не сводится всего лишь к отбыванию номера — 4-дневному времяпрепровождению за чтением газет на стенде. Здесь, конечно, нужно быть во всеоружии, как, к примеру, представительство Caparol с запоминающимися акциями на уровне шоу, демонстрирующими возможности своих материалов, или ТехноНИКОЛЬ, СП “Алютех Инк.”. Но работа на стенде, говорят, еще не гарантирует 100%-ный успех. Упрямая статистика твердит, что на самом деле примерно 50% его основано на целенаправленной подготовке к выставке, а 25% — на грамотной послевыставочной отработке появившихся возможностей.
...Директор РУПП “Спецжелезобетон” Василий Басевич еще в январе на познаньской Budma-2006 пригласил вашего корреспондента на свой стенд на весенней строительной выставке в Минске. В то время завод еще только приступал к монтажу немецкой технологической линии по выпуску новой продукции. Однако первый выход к потребителю был предусмотрительно запланирован именно на выставке “Стройэкспо”, мощный информационный потенциал которой грех было бы не использовать. И дебют состоялся. Теперь коммунальщики, активно покупающие за рубежом пластиковые трубы, которые в 10 и более раз дороже железобетонных, знают адрес конкурентоспособной отечественной продукции для тех же целей.
Спецжелезобетон — ведущий в стране и СНГ производитель бетонных и железобетонных безнапорных труб для самотечных коллекторов. До настоящего времени они производились методом вибропрессования, что обеспечивало высокую водонепроницаемость и герметичные стыковочные соединения изделий. Однако по срокам службы в условиях агрессивных сред, несмотря на то, что бетон за счет высокой плотности и применения сульфатостойкого цемента кислотоустойчив, эти трубы проигрывали пластиковым. Сейчас на Спецжелезобетоне изготовлена опытная партия железобетонных труб с внутренним пластиковым покрытием, предназначенных для транспортировки сильно агрессивных жидкостей. Они выпускаются по СТБ 1163-99, диаметр 800, 1000, 2000 мм, длина 2500 мм. Планируется, что после разработки нормативной документации к концу года новые изделия появятся на рынке. Собственное производство даст возможность закрыть потребности страны в этой продукции.
Перспективный проект под названием “Построим дом вместе!” представило на выставке торговое представительство компании ТехноНИКОЛЬ в Республике Беларусь. Очевидно, что это проект не ради проекта, его появление подготовлено более чем пятью годами успешной деятельности компании на белорусском рынке. За это время торговая сеть ТехноНИКОЛЬ-Беларусь расширилась и включает более шести полноценных торговых баз на территории нашей страны. Их ассортимент, кроме материалов для устройства кровли и гидроизоляции, для удобства заказчиков неизмеримо вырос и может обеспечить решение любых задач в современном строительстве.
Суть нового проекта — в комплексном решении множества сложных проблем, с которыми непременно сталкивается каждый индивидуальный застройщик. Другими словами, компания берет на себя весь цикл задач, связанных со строительством или переоборудованием собственного дома, будь то элитный коттедж или уютный домик в дачном поселке: начиная с расчета проекта и поиска необходимых материалов в разных местах и заканчивая доставкой их на объект, осуществлением грамотного и качественного монтажа. Комплексный подход к обслуживанию клиентов, широкий ассортимент строительных изделий на складах по всей Беларуси, развитый сервис и инфраструктура обеспечат заказчикам качество и удобство в работе.
Для названных предприятий, можно быть уверенным, выставка не прошла даром. Обкатав на ней новую продукцию, идею, они смогут спрогнозировать их рыночный потенциал, а в соответствии с этим и дальнейшие шаги.
Впрочем, мы назвали единичные примеры, наверняка их было значительно больше. На выставке нет мелочей. Все действия, начиная с продуманного плана мероприятий для новых клиентов и заканчивая проявлением особого внимания к старым заказчикам, закрепления контактов с ними, важны и необходимы. Многие руководители совершенно зря недооценивают непосредственное общение с посетителями выставки, которым обычно они недоступны. А ведь визуальный контакт и компетентное консультирование директором рядовых покупателей неизмеримо укрепляют доверие к предприятию и его продукции. Наверно, недаром Михаил и Георгий Лазарашвили, возглавляющие завод керамзитового гравия в Новолукомле, непременно лично присутствуют на своем стенде на каждой выставке.
Выставочный бизнес сегодня многогранен, ответственен и требует серьезного стратегического планирования. Кто понимает это, может рассчитывать на хорошее подспорье в своей основной деятельности.
В целом Стройэкспо-2006 в очередной раз ярко проиллюстрировала положение дел в отрасли и стратегические направления ее дальнейшего развития. По традиции в ней приняли участие практически все крупнейшие предприятия Министерства архитектуры и строительства: Красносельскстройматериалы, Барановичидрев, Березовский КСИ, завод керамзитового гравия (г. Новолукомль), Гомельстекло, Минский завод строительных материалов, Любанский комбинат строительных материалов, Березастройматериалы, Белорусский цементный завод, Кричевцементношифер, Минский завод силикатных изделий, Могилевский завод “Строммашина”, Спецжелезобетон.
Рассказ о весеннем строительном форуме был бы неполным без упоминания о широком спектре семинаров, состоявшихся в его рамках и ставших источником самой разнообразной полезной информации о материалах, уже закрепившихся или только начинающих свой путь на отечественный рынок.
В расширении деловой программы, ее системности и комплексности генеральный директор НВЦ “Белэкспо” Алексей Лазуко видит перспективы развития выставки. Сдерживающим фактором, однако, по прежнему является недостаточность помещений для деловых встреч, современно оснащенных конференц-залов. Надежда, по его словам, на строительство в скором времени выставочных площадей по пр. Победителей и ул. Орловской. Кроме того, будущее строительного форума руководитель видит в переходе к формату ярмарки, на которой бы производители товаров и услуг взаимодействовали с крупными оптовыми покупателями, и верит, что именно на Стройэкспо когда-нибудь будет распределяться заказ на строительство жилья.