статьи о дизайне и архитектуре
Село всегда отставало от города по критериям социально-экономического развития. Во многом это обусловлено доминированием аксиологической цели — стремлением сделать город наиболее респектабельным местом проживания, основным экономическим базисом. На протяжении 1960–1980-х годов темпы модернизации сельских населенных пунктов были недостаточными. А с конца 1980-х кризисное состояние белорусской экономики повлекло свертывание проектов по улучшению санитарно-бытовых условий жизни на селе.
Отсутствие серьезного архитектурного надзора за обликом сельских населенных пунктов в бытность СССР и в наиболее кризисный период с 1991 по 2000 г., иерархическая избирательность архитектурно-планировочной модернизации белорусской деревни, во 2-й половине XX века носившая точечный характер, сказались на формировании весьма скудного внешнего благоустройства современного села. На сегодняшний день в сельской местности преобладает индивидуальное жилье (80%), которое зачастую не соответствует требованиям проживания. Большая часть жилого фонда исчерпала свой амортизационный ресурс: 12,2% деревенских домов в Беларуси построено до 1945 г., 34,4% — в период с 1945 по 1960 г. В целом по республике доля ветхого жилья в сельской местности составляет 29,4%. Ежегодно из сельского жилого фонда выбывает около 150 тыс. м2 общей площади, из которых 100 тыс. м2 — в индивидуальных домах.
Многие жилые здания, особенно частные, кроме электро- и газоснабжения не обеспечены другими видами инженерного благоустройства. В связи с этим наибольшую актуальность для сельских населенных пунктов приобретает оснащение жилищного фонда водопроводом и канализацией. По оценке авторов, ими снабжена только пятая часть сельского жилья.
Оборудование деревень водопроводом способно решить острую на сегодня проблему обеспечения местного населения качественной, соответствующей нормативам питьевой водой. Около 3 млн человек, проживающих в сельской местности, потребляют воду более чем из 400 тыс. шахтных колодцев. Из-за низкой степени коммунальной благоустроенности поселков уровень ее загрязнения в колодцах нитратами и другими азотными соединениями превышает ПДК (45 мг/л) в 5–10 раз.
Этому во многом способствует неправильная организация построек селитебной и производственной зон. Размещение личного подсобного хозяйства в подворьях зачастую не соответствует действующим СНиП. Так, в большинстве случаев несоблюдение санитарного минимума на участках усадебного типа — расстояние 8 м от колодца до уборной и компостного устройства (выгребной ямы) и 12 м до постройки для содержания мелкого скота и птицы — приводит к повышению уровня загрязнения грунтовых вод вредными веществами. Негативные последствия влечет за собой неграмотная эксплуатация и содержание колодезных шахт на личных подворьях. Требованиями санитарно-гигиенических служб агрокоммунальная деятельность в радиусе 15–20 м от колодца противопоказана. Зачастую не соблюдаются предписания и об оснащении колодезных шахт глиняным замком вокруг и на глубину 0,5–1 м.
Свою толику в общее заражение как питающих колодцевые скважины грунтовых, так и поверхностных вод вносит производственная деятельность животноводческих комплексов. В Беларуси функционирует 107 свинокомплексов мощностью от 12 до 180 тыс. голов. Ежегодно в них накапливается свыше 15 млн м3 стоков жидкого навоза. Основная их масса поступает в качестве органических удобрений на сельскохозяйственные угодья. Но применение навозных стоков в повышенных дозах нередко обусловливает загрязнение кормов и легких почв (супесь, песок) нитратами, хлоридами и другими соединениями. А в результате чрезмерного орошения полей на связанных почвах (суглинки, глина) холмистого рельефа часто наблюдается дренажный и поверхностный сток в открытые водоемы. Происходит это главным образом по причине несоизмеримости скорости падения животноводческих выбросов со скоростью их впитывания на земледельческих угодьях. В проблеме нитратного заражения грунтовых вод и почв не последнюю роль играет концентрация ферм и свинокомплексов на землях сельскохозяйственного назначения, а также их пространственное размещение. На многих животноводческих комбинатах, расположенных в непосредственной близости от открытых акваторий, наблюдается частичный слив недоочищенных стоков в водоемы, что провоцирует общее заражение верхних водоносных слоев.
Кроме того, следует учитывать, что 47% территории республики относится к зоне превышения концентрации железа и его соединений в глубоководных горизонтах. Отсутствие повсеместного централизованного водоснабжения из глубоких высокодебитных скважин и сети станций обезжелезивания вызывает необходимость использования шахтных колодцев как основных источников водоснабжения сельского населения. Поэтому чрезвычайно важным становится приведение их в состояние, соответствующее техническим нормам с обеспечением надлежащей эксплуатации.
Для деревенских территорий актуальной остается проблема рекультивации и благоустройства мусорных свалок, миниполигонов складирования твердых бытовых отходов (МП ТБО) и площадок временного складирования. Их размещение на землях несельскохозяйственного назначения или малопригодных для ведения сельского хозяйства регулируется нормативными требованиями, утвержденными в 2000 г., а также гидрогеологическими условиями. Для этих целей должны использоваться участки со слабофильтрующими грунтами (глиной, суглинками), пониженным уровнем грунтовых вод (более 2,0 м). К сожалению, определить степень пригодности гидрогеологических условий для размещения миниполигонов ТБО возможно лишь в результате проведения геолого-инженерных изысканий. Этот фактор до недавнего времени выступал в качестве сдерживающего, и поэтому отвод площадок МП ТБО производился стихийно, без проведения соответствующих работ для практически каждого сельского населенного пункта. При этом средний позиционный радиус МП ТБО составлял около 7,8км, а в крупнонаселенных районах — около 2–3 км. Сельские советы, в ведомстве которых и находились МП, были не в состоянии их финансировать, как, впрочем, и осуществлять дальнейшую эксплуатацию. Авторами на основании официальных данных произведены расчеты, характеризующие размещение миниполигонов твердых бытовых отходов в Пинском районе Брестской области (см. таблицу).
Существенными проблемами функционирования МП ТБО являются их транспортная удаленность от сельских населенных пунктов и малые объемы оборота бытовых отходов. Поэтому механизированный способ очистки деревень от бытового мусора не всегда эффективен и рационален.
После завершения эксплуатации миниполигона твердых бытовых отходов производится его рекультивация методом образования верхнего изолирующего слоя с последующей защитой (проведение агротехнических и фитомелиоративных мероприятий). В большинстве случаев она не предусматривает создания более совершенных инженерных сооружений — “железобетонных саркофагов”, биологических способов усиления разложения мусора и т.п.
На сегодняшний день в Беларуси разработан и активно внедряется ряд республиканских программ, которые преследуют главную цель — приблизить уровень благоустроенности жизни в белорусских деревнях к городскому.
Одним из таких законодательных актов является Республиканская программа наведения порядка на земле и благоустройства территорий населенных пунктов на 2004– 2005 гг. Во многом она стала логическим продолжением проекта 2003 г., в ходе выполнения которого произошло архитектурно-эстетическое преображение большинства малых и крупных городов Беларуси, формирование в них иной, качественно новой среды. В настоящий момент особый упор делается на улучшение санитарного состояния сельских территорий. Поэтому вся поселенческая система республики охватывается планово-регулярной очисткой, для осуществления которой создаются производственные участки и сельские коммунхозы. Миниполигоны ТБО и площадки временного складирования, находящиеся в ведении сельсоветов, передаются на баланс органов жилищно-коммунального хозяйства. В пределах их компетенции ведется упорядочение сети свалок на сельских территориях, поиск для них специально оборудованных участков, эксплуатация и содержание миниполигонов в надлежащем состоянии и своевременная утилизация коммунальных отходов.
Особое внимание уделяется благоустройству территорий производственных зон, где помимо реконструкционных мероприятий проводится ряд природоохранных. В частности, улучшается работа очистных сооружений на животноводческих комплексах. Институтом мелиорации и луговодства НАН Беларуси разработаны технологии очистки и обеззараживания животноводческих стоков. Одна из них — биоинженерные сооружения по доочистке сточных вод (БИС) — в качестве эксперимента внедрена в КУСХП “Северный” Городокского района Витебской области. БИС представляют собой каскад сооружений, состоящих из отстойника, пруда первой ступени очистки, прудов второй ступени очистки и биоканала. Сооружение производит доочистку выбросов в результате фильтрации через почвогрунт, поглощения загрязняющих веществ высшей водной растительностью и микробиоценозами придонного слоя. Степень доочистки сточных вод при этом достигает 90–95% по аммонию и 78–90% по фосфатам.
В РУСП СГЦ “Западный” Брестского района нашла применение еще одна разработка — рыбоводно-биологические пруды. Суть технологии в следующем: жидкая фракция стоков свинокомплекса после отстоя поступает в систему прудов, где в результате последовательного использования и трансформации питательных веществ происходит полное потребление органики и ее минерализация. Благодаря этой разработке в “Западном” очищается свыше 50% годового выхода выбросов (около 150 тыс. м3). Остальное количество используется в качестве удобрений.
Повсеместное применение этих, а также самотечных, непрерывного или периодического действия систем навозоудаления позволит экономить затраты на внесение органических удобрений, исключить гидросмыв на животноводческих комплексах и, как результат, сократить уровень загрязнения поверхностных вод.
Проблема обеспечения сельского населения качественной, соответствующей санитарным требованиям питьевой водой нашла отражение в Законе о питьевом водоснабжении, государственной программе по водоснабжению и водоотведению “Чистая вода”. Центральное место она занимает и в программе благоустройства, благодаря чему в селах Беларуси начались работы по приведению в надлежащий порядок водозаборов и зон их санитарной охраны, предотвращающие загрязнение источников и систем питьевого водоснабжения, по дезинфекции шахтных колодцев и реконструкции очистных сооружений и каналов канализации.